- ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДОВАЯ
- - разновидность организации социальной (см.), к-рая создается для совместного выполнения трудовых - производственных, управленческих, распределительных, учебных, лечебных и др. функций. О.т. существует в форме предприятий и учреждений как государственных, так и кооперативных. Соц. основой О.т. является коллектив (см.). Однако их единство не означает тождества, О.т. - более широкое понятие. Трудовой коллектив учреждения, предприятия, организации - это объединение всех работников, осуществляющих совместную трудовую деятельность. В О.т. помимо работников есть материально-технич. база, финансовая, документальная системы. Их наличие не зависит от состава и состояния коллектива, хотя последний в какой-то мере может влиять на их качеств. и количеств. параметры. Но помимо этого в О.т. существует объективированная в административно-правовой структуре, обезличенная система связей и норм, необходимая для выполнения коллективом трудовых функций в стабильном взаимодействии и в единстве цели. Эти нормы и связи тоже в основном нейтральны по отношению к персональному составу работников. О.т. в целом немыслима без коллектива. Основной производительной силой является человек. Так, сплоченность и конфликтность коллектива, его стабильность, уровень квалификации и сознательности, трудовая и обществ. активность, дисциплинированность работников - все это прямо определяет эффективность организации. Выделяют два типа О.т.: предприятия (занятые в производстве и распределении материальных ценностей и услуг) и учреждения (занятые в сфере умственного труда). Соответственно к первой группе относятся организации производственные, торговые, обслуживающие, ко второй - образовательные, лечебные, культурные, управленч., научн. и проектные. С т. зр. проблемы личность - об-во О.т. можно разбить на две основные группы, группы, занятые удовлетворением человеческих потребностей (работают на каждого) и группы, занятые в сфере обществ. интеграции (работают на целое). В первую группу попадают организации, производящие материальные предметы потребления (одежду, питание, жилища), обеспечивающие рекреацию (отдых, лечение), поставляющие предметы духовного потребления (идеи, художественные ценности, знания). Во вторую - организации, осуществляющие соц. контроль (органы надзора), соц. управление (правительство, местная администрация). Выделяется также промежуточная группа организаций, занятых социализацией (воспитательные, образовательные, информационные учреждения), к-рая в той или иной степени работает на обе функции. С т. зр. места и участия О.т. в обществ. отношениях следует учесть, что партнерами организаций могут быть или др. организации, или массовый потребитель, какие-то категории населения. Так, очевидны принципиальные различия типов отношений между такими парами организаций, как стройуправление и ЖЭУ, оптовая база и магазин. В одном случае контакт возникает между однородными организациями, в другом - организация выходит на такую среду, поведению к-рой свойственны несравненно большая стихийность и неопределенность. Более того, если межорганизационные отношения в данном аспекте происходят по поводу промежуточных рез-тов, напр. хозяйственной деятельности, то организационно-массовые отношения возникают вокруг конечного продукта этой деятельности и сюда в итоге сходятся нити всех предыдущих связей. Организационно-массовый тип отношений распадается далее на две разновидности: аудиторные отношения (вне организации) и клиентурные отношения (внутри). Отмеченные отношения обладают разной степенью интенсивности, неодинаковым обратным воздействием адресата-потребителя. Лит.: Шкаратан О.И. Промышленное предприятие, М., Пригожии А.И. Социология организаций. М., 1980; его же. Организации: системы и люди. М., 1983; его же. Современная социология организаций. М., 1995. А.И. Пригожин.
Российская социологическая энциклопедия. — М.: НОРМА-ИНФРА-М. Г.В. Осипов. 1999.