- СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
- - социологич. дисциплина, предмет к-рой - система образования как соц. ин-т и ее взаимодействие с об-вом. Основные проблемы C.o.: обществ. условия возникновения, функционирования и развития современных систем образования, производ-ственно-технич. и соц. требования к образованию, обусловленные научно-технич. прогрессом, соц. равенство и неравенство в сфере образования, учебное заведение как соц. система, взаимодействие системы образования с политич. ин-тами, соц. структурой об-ва, нац. отношениями, духовным миром людей, роль системы образования и ее подсистем в социализации индивида. Начало создания Со. как самостоятельной дисциплины восходит к Э. Дюркгейму. В дальнейшем Со. и основные ее проблемы разрабатывались в трудах многих видных социологов, в частности, П. Бурдьё (Франция), К. Дженкса (США), Дж. Коулмэна (США), Дж. Флауд (Англия) и др. Значительного развития С.о. достигла в Польше (В. Адамский, И. Бялецкий, 3. Квециньский, М. Козакевич, Б. Суходольский, Я. Щепань-скии и др.). В СССР С.о. активно разрабатывается с конца 50-х гг. (Л. Н. Коган, М. Н. Руткевич Л. Я. Рубина, М. X. Титма, В. Н. Турченко, Ф. Р. Филиппов, В. Н. Шубкин, Е. А. Якуба и др.). Наиболее интенсивно изучались проблемы современной "революции в образовании", роль системы образования как фактора изменения соц. структуры об-ва и канала соц. мобильности, жизненные планы учащейся молодежи, соц. облик и образ жизни педагогических кадров. Начато систематич. изучение обществ. мнения о системе образования. Отечественная С.о. исходит из того, что для установления правильной системы образования, с одной стороны, требуется изменение соц. условий, а с другой - для того, чтобы изменить соц. условия, нужна соответствующая система образования. Неверно, однако, понимать эту формулу упрощенно - как автоматическое изменение системы образования и ее соц. функций вслед за изменением обществ. условий. Система образования обладает относительной стабильностью даже в самые критич. моменты обществ. переворотов: необходимо также, чтобы она играла опережающую роль по отношению к уровню развития производства и обществ. условиям, отвечая не только сегодняшним, но и перспективным потребностям об-ва. Все это неизбежно порождает противоречия между системой образования и об-вом, а также внутри самой системы образования, к-рые исследуют С.о. С.о. на основе многочисленных исследований выявила реальные противоречия между количественными и качественными показателями деятельности системы образования, между системами общего и профессионального образования, между ростом интеллектуального потенциала об-ва и невозможностью его реализации в условиях низких темпов научно-технич. прогресса, наконец, между потребностями об-ва и жизненными планами учащейся молодежи. При участии социологов разработана концепция перестройки системы образования в России, намечены пути ее реализации, преодоления сложившегося отчуждения школы от об-ва. Однако выводы С.о. приходят в столкновение как с консер-вативно-догматич. взглядами, так и с авантюристич. предложениями разрушить существующую систему образования, заменив ее принципиально новой. Отвергая эти крайности, С.о. предлагает пути радикального реформирования действующей системы образования с сохранением всего обществ. ценного, созданного за предшествующие годы. Лит.: Кумбс Ф.Г. Кризис образования в современном мире: системный анализ. М., 1970; Филиппов Ф.Р. Социология образования. М., 1980. Ф.Р. Филиппов.
Российская социологическая энциклопедия. — М.: НОРМА-ИНФРА-М. Г.В. Осипов. 1999.