- СОЦИОЛОГИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ
- - отрасль социологии, предмет к-рой - структура, закономерности, каналы, механизмы формирования и функционирования обществ мнения, отношения больших соц. групп народа в целом к явлениям, представляющим актуальный обществ. интерес. Хотя обществ. мнение существует во все историч. эпохи, сам термин, его обозначающий появился в Англии в XII в. и представляет буквальный перевод сочетания двух слов "public opinion". Из Англии это выражение проникало в другие страны и с конца XVIII в. стало общепринятым. Обществ. мнение - специфич. проявление сознания людей, к-рое характеризуется связью со всеми формами обществ. сознания (нравственностью, правосознанием, религией, наукой и т. д.), синтезом обыденного и научн. сознания, духовно-практич. способом воздействия на реальность. Структура обществ. мнения включает рациональные, эмоциональные и волевые элементы. Любое событие, явление, попавшее в фокус обществ. мнения, рассматривается, прежде всего, в оценочном плане, связано с классово-оценочным отражением действительности. Т. обр., обществ. мнение "пересекается" с идеологией, содержит идеологич. элементы. В то же время в нем проявляются массовидные психич. явления, и поэтому оно относится также и к сфере обществ. психологии. Актуализированный обществ. интерес, лежащий в основе формирования обществ. мнения, придает ему такие качества, как распространенность, стабильность и интенсивность. Зрелое обществ. мнение охватывает, как правило, большую массу людей. Масштабы его распространенности зависят, прежде всего, от объекта обществ. интереса. Степень распространенности зависит и от субъекта, т. е. той соц. группы, к-рая порождает обществ. мнение. Несмотря на то, что обществ. мнение развивается очень быстро, оно отличается по своей направленности относительной стабильностью. Стабилизатором устойчивости здесь выступают сами обществ. потребности и интересы, к-рые, как правило, имеют долговременный характер. Более того, однотипная реакция обществ. мнения на одни и те же соц. ситуации в течение долгого времени ведет к "кристаллизации" мнений в виде традиций, обычаев, к-рые, в свою очередь, оказывают активное воздействие на формирование мнений людей по др. проблемам. Исходным пунктом процесса формирования обществ. мнения является информированность, т. е. обладание определенными знаниями по проблеме. Объем и уровень информированности, непосредственно зависящий от соц.-экономич. и соц.-политич. условий об-ва, может быть охарактеризован двумя показателями: диапазоном, т. е. нек-рой совокупностью разноплановых знаний и глубиной, т. е. количеством и качеством сведений по отдельно взятому вопросу. Важнейшая характеристика обществ. мнения - компетентность. В современных условиях нарастания информационных потоков в формировании и выражении обществ. мнения огромную роль играют средства массовой информации (печать, кино, радио, телевидение, книгоиздательство и т. д.). Именно с информационным процессом связаны основные этапы формирования обществ. мнения: 1) возникновение чувств и представлений в сфере индивидуального сознания, что связано с процессом первичного ознакомления человека с к.-л. проблемой на уровне общей информированности; 2) столкновение мнений различн. людей, "обработка" одних мнений другими, к-рая реализуется посредством обмена информацией, обсуждения проблемы; 3) распространение сложившегося "типизированного" мнения в определенном соц. ареале с использованием адекватных средств информирования населения; 4) воздействие обществ. мнения на поведение людей, соц. практику, что проявляется в конкретно-предметной деятельности соц. групп. Один из основных внутренних механизмов (имеющий соц.-психологич. характер) - идентификация интересов личности с интересами соц. группы и всего об-ва в целом. Лит.: Уледов А.К. Общественное мнение советского общества. М., 1963; Грушин Б.А. Мнение о мире и мир мнений. М., 1967; Сафаров Р.А. Общественное мнение и государственное управление. М., 1975; Коробейников B.C. Пирамида мнений. М., 1981. B.C. Коробейников.
Российская социологическая энциклопедия. — М.: НОРМА-ИНФРА-М. Г.В. Осипов. 1999.