СОЦИОЛОГИЯ НАУКИ

СОЦИОЛОГИЯ НАУКИ
- яастная социология, наука и раздел науковедения. С.н. - наука о ее взаимоотношениях с об-вом, а также совокупность соц. отношений, складывающихся в процессе деятельности ученых и научн. коллективов по производству нового знания и ления путей его практич. использования В последние годы на Западе в проблематику С.н. все более активно включаются вопросы, относящиеся к компетенции социологии знания и С.н. сближается с одним из ее разделов - социологией научн. знания, к-рая ставит своей задачей выявление соц. детерминант самого содержания научн. знания. Наука - рез-т человеческой деятельности к-рая всегда носит обществ. характер. Научная т. е. творческая, деятельность, продуцирующая новое знание, может осуществляться лишь на базе достижений предшественников и в кооперации с современниками. В СССР уже в 20-е гг. XX в. проводились довольно широкие исследования аспектов развития науки. Но затем они были прерваны. Однако они оказали влияние на развитие исследований такого рода в других странах. В Англии, напр., сложилась группа ученых во главе с Дж. Бер-налом, опубликовавшим в конце 30-х гг. свою известную работу "Соц. функции науки", и заложившим основы "науки о науке". В США в 30-е гг. проводил такого рода исследования Р. Мертон. Но достаточно систематич. развитие С.н. началось в послевоенный период, особенно с 60-х гг. К этому времени уже достаточно отчетливо обнаружилось, что профессия ученого стала массовой профессией, что большое место в науке стали занимать коллективные формы деятельности. Резко возросла соц. роль науки, а вместе с этим и встала задача повышения эффективности научн. деятельности. Возникла потребность в изучении соц. факторов, приведение в действие к-рых могло бы способствовать решению этой задачи. В этих условиях С.н. приобрела не только теоретич., но и прикладное значение для целей управления в сфере науки. Проблемное поле С.н. достаточно широкое: структура и динамика (мобильность) науч. кадров в соотнесении с когнитивными процессами, обеспечением новых научных направлений; соц. аспекты организации научн. труда, научн. коммуникации, система формальных и неформальных отношений в науке, их влияние на продуктивность ученых; разделение труда,  соц. проблемы, возникающие в связи с процессами дифференциации и интеграции в науке, с развитием междисциплинарных исследований; соц., в том числе нравственные, нормы и ценности, регулирующие поведение ученых, оценка и стимулы их труда, институциональные и личностные аспекты научн. деятельности, их соотношение. Большой круг проблем возникает в связи с анализом соотношения науки и об-ва в двух планах: влияние об-ва на науку и обратное влияние на об-во, интеграция науки в об-во, взаимосвязь науки и культуры, влияние демократизации на науку, проблемы перестройки в науке, также интенсивного развития науки, т. е. поучения новых рез-тов, выполнение соц. заказа наукой за счет использования качественных показателей: лучшей организации, более совершений технологии исследований, повышения уровня квалификации кадров и т. д. Все более существенной потребностью становится комплексное исследование науки, предполагающее кооперацию С.н. с др. дисциплинами науковедческого цикла, в том числе с экономикой, психологией, организацией науки и др., более широкое использование наукометрич. методов. В послевоенный период С.н. получила развитие в рамках структурно-функционалистской социологии. С.н. ведет здесь свое начало от работ Р. Мертона, разработавшего концепцию науки как соц. ин-та, к-рая доминировала в С.н. на Западе до 70-х гг. Согласно Мертону, научн. деятельность осуществляется в рамках соц. ин-та науки, к-рый обеспечивает компетентную оценку рез-тов научн. труда и соответствующее этим рез-там вознаграждение ученого в виде признания, премий и т. д. Принадлежность к ин-ту науки требует соблюдения определенных институциональных норм, образующих "этос" науки. Но противоречивость складывающихся в ходе науч. деятельности ситуаций, конкуренция между учеными, борьба за приоритет делают их поведение амбивалентным. С.н., т. обр., изучает внутриинституциональные и соц. условия, обеспечивающие получение достоверного знания. Среди общих соц. условий, наиболее благоприятствующих развитию науки, Мертон называет демократию. Чтобы доказать это, он изучает положение науки в фашистской Германии и показывает, что Духовная диктатура нацизма, его расистская идеология привели к упадку немецкой науки. В 70-е гг. на С.н. начала оказывать все большее влияние постпозитивистская методология науки, в частности концепция Т. Куна, согласно к-рой знание обретает статус научного, когда оно уступает в виде парадигмы, принимаемой сообществом научным (см.). Идеи Куна способствовали распространению релятивистского подхода к научн. знанию, т. к. снимали вопросы: о его отношении к объекту, о его истинности, выдвигая в качестве критерия научности фактор соц. порядка - принятие знания научн. сооб-вом. В 70-е гг. в Англии возникла так называемая когнитивная С.н., "сильная программа" к-рой отразила позиции филос. релятивизма и субъективизма в интерпретации научн. знания, включив в сферу С.н. само "технич." содержание научн. знания. Если прежде С.н. вообще исключала к.-л. связь содержания научн. знания и соц. условий, то теперь она впадает в другую крайность, утверждая решающую зависимость научн. выводов от субъекта познания, от соц. отношений в процессе деятельности научн. сооб-ва, науку отождествляя с научн. деятельностью. Критикуя эти методологич. принципы, нельзя недооценивать позитивных рез-тов развития С.н. на Западе. Ныне в С.н. накоплен большой массив эмпирич. исследований, разработаны разнообразные количественные и качественные методы  анализа научн. деятельности, выработан ряд достаточно плодотворных идей, отражающих соц. параметры научн. развития. Все это дает основания для развития научн. сотрудничества ученых различн. теоретико-методологич. ориентации в области С.н. Лит.: Социологические проблемы науки. М., 1974; Волков Г.Н. Истоки и горизонты прогресса: социологические проблемы развития науки и техники. М., 1976; Научная деятельность: структура и институты. М., 1980; Малкей М. Наука и социология знания.  М., 1983; Основы науковедения М., 1985; Современная западная социология науки:  критический анализ. М., 1988; Добров Г.Н. Наука о науке. Киев, 1989; Введение в социологию науки. В 2-х частях (под ред. Кугеля С.А., Черняковой Н.С.). С.-П. 1990; Келле В.Ж. Наука как компонент социальной системы. М., 1988; Майзель И. А. Социология науки: проблемы и перспективы. Л., 1974; Социология науки (под ред. Карпова М.М., Потемкина А.В.). Ростов-на-Дону, 1968; Фролов И.Т., Юдин Б.Г. Этика науки. Проблемы и дискуссии. М., 1986; Винклер Р.-Л., Келле В.Ж. Социология науки//Социология в России (под ред. Ядова В.А.). М., 1996; Merton R.K. The sociology of science. Chicago, L., 1973; Science in context. Reading in the sociology of science. Milton Kiynes, 1982; Science observed: Perspectives on social study of science. L., 1983; Society and knowledge New Brunswick, L., 1984. В.Ж. Келле.


Российская социологическая энциклопедия. — М.: НОРМА-ИНФРА-М. . 1999.

Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "СОЦИОЛОГИЯ НАУКИ" в других словарях:

  • Социология науки — Социология науки  отраслевая социологическая дисциплина, выявляющая социальные условия научной деятельности. Социология науки рассматривает как процессы становление науки в качестве социального института, так и социальную организацию, и… …   Википедия

  • социология науки —         СОЦИОЛОГИЯ НАУКИ исследовательская область социологии, анализирующая взаимоотношения науки как социального института с социальной структурой, обусловленность когнитивных форм, присущих науке, социокультурными условиями, типы поведения… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • СОЦИОЛОГИЯ НАУКИ — англ. sociology of science; нем. Wissenschaftssoziologie. Отрасль социологии, изучающая закономерности развития и функционирования науки как соц. института; различные механизмы, обеспечивающие взаимодействие и интеграцию индивидов и соц. групп,… …   Энциклопедия социологии

  • СОЦИОЛОГИЯ НАУКИ — область социологии, исследующая взаимоотношение науки как социального института с социальной структурой, обусловленность познавательных форм, характерных для науки, социокультурными условиями, типы поведения ученых в различных социальных… …   Современная западная философия. Энциклопедический словарь

  • СОЦИОЛОГИЯ НАУКИ — отрасль социологии, изучающая социальные аспекты науч. деятельности на уровне как отд. науч. коллективов, так и общества в целом. Следует различать, т.о., С. н. в узком и широком аспекте. С. н. в современном ее состоянии относится к науковедч.… …   Философская энциклопедия

  • СОЦИОЛОГИЯ НАУКИ — область социологических исследований, изучающих науку. Предметом изучения социологии науки выступают как внутренние отношения между учеными, обеспечивающие функционирование и развитие науки, так и взаимоотношения науки с другими институтами… …   Философия науки: Словарь основных терминов

  • Социология науки — отрасль социологического знания, предметом которой являются многообразные и противоречивые взаимоотношения науки и общества в целом, науки и различных сфер общества; исследование социологическими методами закономерностей развития и… …   Социологический справочник

  • СОЦИОЛОГИЯ НАУКИ — (sociology of science) раздел социологии, занимающийся изучением социальных процессов производства научного знания и его значений, включая технологию (см. также Социология познания; Наука; Социальное исследование науки). Начало разделу положила… …   Большой толковый социологический словарь

  • СОЦИОЛОГИЯ НАУКИ — отрасль социологии, изучающая Н. ( Наука) своеобразную сферу человеческой творческой деятельности, назначение которой выработка, накопление и теоретическая систематизация научного знания, а также его использование в практической деятельности.… …   Социология: Энциклопедия

  • СОЦИОЛОГИЯ НАУКИ — – область исследований, изучающих: 1) взаимоотношения науки как социального института с социальной структурой общества; 2) типологию поведения ученых в различных социальных системах; 3) взаимодействие формальных и профессиональных неформальных… …   Философия науки и техники: тематический словарь

Книги

  • Социология науки, Жэнгра Ив. Что представляет собой научное знание? Существуют ли социальные и культурные факторы, которые способствуют развитию науки? Какие институты содействуют или препятствуют этому развитию? Кто… Подробнее  Купить за 307 руб
  • Социология науки, Г. Н. Волков. В книге исследуются проблемы развития науки как формы общественной практики. В каком направлении прогрессирует наука, какие требования она предъявляет к характеру труда, к системе… Подробнее  Купить за 270 руб
  • Социология науки, Ив Жэнгра. Что представляет собой научное знание? Существуют ли социальные и культурные факторы, которые способствуют развитию науки? Какие институты содействуют или препятствуют этому развитию? Кто… Подробнее  Купить за 269 руб
Другие книги по запросу «СОЦИОЛОГИЯ НАУКИ» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»