СОЦИОЛОГИЯ МЫШЛЕНИЯ

СОЦИОЛОГИЯ МЫШЛЕНИЯ
- научн дисциплина, предмет к-рой - мышление во всем объеме, всей качественной специфике его историч. становления. Центральной проблемой С.м. является конкретный анализ всех историч. типов мышления в контексте их взаимосвязи с социокультурными предпосылками каждой данной эпохи; это принципиально отличает См. от т. н. чисто гносеология, подходов к мышлению, к-рым свойственно отрывать его от конкретного историч. фона и оценивать его с т. зр. априорных норм. Опасности узкого гносеологизма достаточно очевидны; по меньшей мере они сводятся к решительному искажению всей истории мышления. Устанавливая гносеология, норму мышления (в конечном счете свойственную именно его эпохе), гносеолог распространяет затем ее значимость на прошедшие эпохи как если бы она была пробным камнем мышления вообще. Цель С.м. - преодолеть этот ограниченный и внеисторич. подход. Ее основная посылка: мышление не должно рассматриваться ни на манер структуралистской автономности, ставящей под сомнение конкретную взаимосвязь различн. историч. типов мышления, ни в духе гносеологич. телеологизма, объясняющего весь историч. процесс мышления по мерке одного типа (скажем, рациональности). Иными словами, не гносеология является конечной оценочной инстанцией мышления, но сама она выступает как проблема См., и прежде чем делать из рациональности критерий мысли вообще, необходимо осмыслить саму рациональность, определив ее соц.-историч. место и ограничив тем самым ее притязания. Наряду с отмеченной общеисторич. проблематикой в задачи С.м. входит также типология, анализ уровней мышления, присущих данной эпохе или разным соц. группам. Так или инаяе, С.м. должна стать дисциплиной, самим фактом социокультурного подхода, предохраняющего логику мышления от формализма и внеисториз-ма. Это вовсе не знаяит, ято установка С.м. по отношению к гносеология, методологии альтернативна; напротив, только с ее помощью гносеология впервые обретает конкретность и история, содержательность. Истоки С.м. определить крайне трудно или пояти невозможно. Как вполне определенная дисциплина она складывается в XX в., но корни ее прослеживаются едва ли не до Аристотеля, корректирующего ситуативной логикой "Топики" общую грамматику "Аналитик". Из мыслителей Нового времени можно отметить Дж. Вико, впервые со всей силой подяеркнувшего значимость историзма в подходе к мышлению. Гегель в "Феноменологии духа" дал грандиозную конструкцию чисто историч. понимания мышления, к-рая (при всей терминология, неадекватности) и по сей день остается образцовой для С.м. Наиболее интересные концепции См. принадлежат Веберу М., Шелеру М., Мангейму К. К.А. Свасъян.


Российская социологическая энциклопедия. — М.: НОРМА-ИНФРА-М. . 1999.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "СОЦИОЛОГИЯ МЫШЛЕНИЯ" в других словарях:

  • Социология знания — (англ. Sociology of knowledge)  теоретическая область социологии, изучающая с различных теоретико методологических позиций проблематику социальной природы знания.[1] В сферу интересов социологии знания входит анализ социальной природы… …   Википедия

  • СОЦИОЛОГИЯ ЗНАНИЯ — метатеоретическая область социологии, анализирующая с различных теоретико методологических позиций проблематику: социальной природы знания (С.З. в узком смысле); мышления во всей качественной специфике его исторического становления (социология… …   Социология: Энциклопедия

  • СОЦИОЛОГИЯ ЗНАНИЯ — метатеоретическая область социологии, анализирующая с различных теоретико методологических позиций проблематику: социальной природы знания (С.З. в узком смысле); мышления во всей качественной специфике его исторического становления (социология… …   Новейший философский словарь

  • СОЦИОЛОГИЯ —         (франц. sociologie, букв. учение об обществе, от лат. societas общество и греч. слово, учение), наука об обществе как целостной системе и об отд. социальных институтах, процессах и группах, рассматриваемых в их связи с общественным целым …   Философская энциклопедия

  • СОЦИОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ —         (знания), направление теоретич. и эмпирич. исследований, рассматривающее проблемы социальной природы познания, социально историч. обусловленности знания, познания и сознания, социальные аспекты производства, распространения, использования …   Философская энциклопедия

  • социология науки —         СОЦИОЛОГИЯ НАУКИ исследовательская область социологии, анализирующая взаимоотношения науки как социального института с социальной структурой, обусловленность когнитивных форм, присущих науке, социокультурными условиями, типы поведения… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • социология знания —         СОЦИОЛОГИЯ ЗНАНИЯ исследовательская область социологии, анализирующая социальную природу, социокультурную детерминацию или корреляцию различных когнитивных форм от религии до науки, механизмы их порождения, распространения и… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • Социология журналистики — это специальная социологическая отрасль, которая занимается изучением журналистики как социального явления, журналистских материалов и применением социологических методов в работе с ними, особенностей социального мышления журналистов и аудитории… …   Википедия

  • социология феноменологическая —         СОЦИОЛОГИЯ ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ теоретический синтез «поздней» феноменологии жизненного мира Э. Гуссерля и «понимающей» социологии М. Вебера, осуществленный А. Щюцем. В отличие от феноменологической философии, предметом С. ф. являются не… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • СОЦИОЛОГИЯ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ — англ. sociology, transcendental; нем. Soziologie, transzendentale. По X. Шельскому социол. подход, в основе к рого лежит изучение не соц. факторов, а априорных способов и видов познания этих фактов, определение смысла и границ соц. и социол.… …   Энциклопедия социологии


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»