- СОЦИОЛОГИЯ МОРАЛИ
- - в отличие от социологии науки, религии, искусства, образования и т. п., не является еще четко обозначенной областью науч. знания. Дискуссионны ее предмет, методы и междисциплинарные отношения с этикой, историей нравов и т. д., и это во многом связано с тем, что мораль пронизывает все сферы соц. действительности. Моральные и нравственные отношения обнаруживаются практически во всех видах человеческой деятельности как их важная составная часть. Первоначально С.м. развивалась в рамках западного обществоведения. Термин "С.м." был предложен франц. социологом Э. Дюркгеймом и его школой в конце XIX в., затем был поддержан амер. социологом. П. Сорокиным. На этой стадии С.м. рассматривала моральное сознание и нравственные отношения только как функции соц. целого. Сторонники социологич. номинализма (теоретич. ориентация в социологии, согласно к-рой все соц. явления получают реальность только как реализация целей, намерений, установок индивида) выступали против такой трактовки, настаивая на самодостаточности и независимости моральных ценностей. С начала 30-х гг. и до сих пор во многом под влиянием эмпирич. исследований такая трактовка проблем С.м. сменяется в западной социологии более узкой и дробной: изучаются нравственные отношения в производственных группах (Э. Мэйо, Ф. Ротлисбер-гер), в политич. организациях (С Липсет), мораль в сфере сексуальных отношений (Р. Мастере и др.), научн. деятельности (Р. Мертон) и т. п. Несколько особняком стоит "интегральная модель" П. Сорокина, пытавшегося сочетать эмпирич. изучение "системы морали", соотношение разных этич. ценностей в ходе европейской истории с абстрактными филос.-культурологич. и социологич. подходами и сформулировать программу "моральной реконструкции человечества" через усвоение религиозно-нравственных ценностей. Отечественные социологи, анализируя проблемы См., рассматривают мораль как форму обществ. сознания. Основные направления исследований: связь этики и См. (А. А. Гусейнов, А. Г. Харчев), соц. природа морали и морального сознания (О. Г. Дробницкий), становление норм морали в сферах труда, общения, учебы (М. И. Боб-нева). Наметилась тенденция рассмотрения См. как области знания, к-рая, с одной стороны, может выступать эмпирич. основой этики, а с др. - обеспечивает соединение этич. теории с процессом совершенствования моральной практики. Рассматривая реальное функционирование морали в бытии различн. соц. субъектов - об-ва в целом, соц. групп, личностей, См. выявляет специфику каждого из этих уровней. В центре ее внимания оказываются: 1) особенности функционирования морали как необходимого системного элемента единой социокультурной системы, соц. аспекты взаимодействия морали с др. видами соц. регуляции поведения людей; 2) особенности функционирования морали в конкретных соц. группах (семья, трудовой коллектив, научн. сооб-во, неформальные группы и т. д.), в частности, под углом зрения этич. проблем социализации (см.); 3) особенности функционирования морали на уровне отдельного индивида, проявляющиеся в степени соответствия реального поведения личности и моральных норм, принятых в об-ве. Указанные аспекты изучаются С.м. не только в статике, но и в динамике. Н.И. Сербепко.
Российская социологическая энциклопедия. — М.: НОРМА-ИНФРА-М. Г.В. Осипов. 1999.