АНКЕТИРОВАНИЕ ГРУППОВОЕ

АНКЕТИРОВАНИЕ ГРУППОВОЕ
- методич. и организационная разновидность письменного опроса (анкетирования), состоящая в одновременном заполнении анкет группой людей, собранных в одном помещении (аудитории) в соответствии с правилами выбороч. процедуры. Эта разновидность анкетирования обозначается также терминами "групповой опрос", "аудиторный опрос". А.г. проводится анкетерами в соответствии с требованиями, предусмотренными "Инструкцией анкетера". Оно может проводиться по месту жительства респондентов, по месту работы по месту учебы, в целевых аудиториях (в кинотеатре, на выставке, в читательном зале библиотеки и т. п.). Наиболее популярной формой является групповое анкетирование по месту работы и учебы. Общими для всех разновидностей А.г. являются следующие условия. Требования к месту опроса: помещение должно быть изолировано от производственного шума и др. отвлекающих факторов (телефонные звонки, посторонние разговоры, появление посторонних лиц, представителей администрации); аудитория должна быть достаточно просторной, чтобы респонденты имели возможность обдумывать ответы и регистрировать их в анкете строго индивидуально, без ощущения, что рядом сидящий "заглядывает через плечо". Следует позаботиться и о том, чтобы все были обеспечены ручками или карандашами. При А.г. рекомендуется собирать заполненные анкеты в урну, что служит наглядной гарантией анонимности опроса (при условии, что анкеты не нумеруются до начала опроса). Требования к психологич. ситуации анкетирования обеспечиваются подготовкой анкетера, методич. качеством анкеты и состоянием респондента в момент опроса. Анкетер готовит помещение для опроса, проводит вводную беседу о теме, целях, значимости опроса, формируя у респондентов мотивацию на участие в опросе, рассказывает о правилах заполнения анкеты. Основой для вступительной беседы анкетера являются "Инструкция анкетера" и вводная часть в анкете, к-рую респондентам предстоит заполнять. Чем более детально и убедительно социолог разрабатывает эти документы, тем выше качество стандартизации ситуации опроса, тем увереннее и спокойнее чувствует себя анкетер, тем меньше возможности для отрицательного влияния анкетера на рез-ты группового опроса. При отсутствии письменной инструкции возрастает возможность произвольного принятия решений анкетером в случаях непредвиденных методич. вопросов и, следовательно, смещений получаемых эмпирич. данных. После вводной беседы респонденты приступают к заполнению анкеты, причем анкетер предупреждает о важности строго индивидуальных ответов на вопросы и недопустимости взаимных советов и обсуждений. В случае затруднений в процессе заполнения анкеты анкетер консультирует респондентов индивидуально. На этом этапе особенно велика роль методич. указаний о технике заполнения анкеты непосредственно в тексте вопросов (см. Анкета социологическая). Все случаи затруднений, потребовавшие индивидуальных консультаций, учитываются анкетером, чтобы в инструктаж для следующих групп опрашиваемых включить необходимые разъяснения. Величина группы опрашиваемых не должна превышать 10-20 чел., чтобы группа была обозрима и доступна для индивидуальных консультаций. Продолжительность заполнения анкеты не должна превышать 45 мин., учитывая утомляемость респондента, его производственные и личные планы, сложившиеся независимо от предполагаемого опроса. Чрезвычайно важно для сохранения психологич. комфорта при групповом опросе соблюдение методич. требований к языку, логике, графич. оформлению анкеты. Возникновение раздраженности, недоумений, настороженности по поводу содержания анкеты или ситуации опроса усиливается явлением суггестии (группового внушения), что способно резко снизить качество рез-тов опроса. Групповой опрос привлекает социологов возможностью обеспечить полный возврат анкет. Для контроля качества заполнения вопросников применяется процедура просмотра анкеты перед тем, как респондент опустит ее в урну. Этот прием в методич. отношении не бесспорный, поскольку если респондентом при заполнении были, напр., сознательно опущены острые вопросы, то возможно, что после требования анкетера респондент может дать недостоверный, формальный ответ. Аналогичным образом будет вести себя и респондент, поспешно заполнивший анкету. Исключение составляют вопросы "паспор-тички" - соц.-демографич. блока вопросов. Контроль полноты их заполнения необходим для последующего анализа категорий респондентов, не ответивших на содержательные вопросы анкеты. Данные о числе неответивших являются для социолога ценной информацией о методич. качестве анкеты, об отношении респондентов к теме опроса, об организационном уровне его проведения. Лит.: Воинова В.Д., Чернакова Н.Е. Организация группового опроса на промышленном предприятии//Социологич. исследования 1982. №1; Воинова В.Д., Чернакова Н.Е. Групповой опрос//Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн. 1. Социологический опрос. М., 1990; см. также лит. к ст. Опрос. О.М. Маслова


Российская социологическая энциклопедия. — М.: НОРМА-ИНФРА-М. . 1999.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "АНКЕТИРОВАНИЕ ГРУППОВОЕ" в других словарях:

  • Анкетирование групповое — метод одновременного письменного опроса группы людей, собранных в одном помещении (аудитории) и осуществляемый в соответствии с требованиями выборочной процедуры …   Социологический словарь Socium

  • АНКЕТИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЕ — не предусматривает общности места и времени при заполнении анкет совокупностью опрашиваемых. А.и. проводится чаще всего по месту жительства, когда анкетер, объяснив респонденту правила работы с анкетой, присутствует при ее заполнении и по мере… …   Российская социологическая энциклопедия

  • АНКЕТИРОВАНИЕ (ПИСЬМЕННЫЙ ОПРОС) — разновидность метода опроса, при к ром общение между социологом исследователем и респондентом, являющимся источником необходимой информации, опосредствуется анкетой (см. Анкета социологическая). Разновидности А. выделяются по различн, основаниям …   Российская социологическая энциклопедия

  • Анкетирование — (от франц. enquete, буквально расследование)         одно из основных технических средств конкретного социального исследования; применяется в социологических, социально психологических, экономических, демографических и других исследованиях. В… …   Большая советская энциклопедия

  • АНКЕТА СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ — разновидность вопросника, используемого для сбора данных при письменном опросе (см. Анкетирование). Анкета представляет собой тиражированный документ, содержащий совокупность вопросов, сформулированных и связанных между собой по определенным… …   Российская социологическая энциклопедия

  • Метод анкетирования — Метод анкетирования  психологический вербально коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов  анкета. В социологии анкетирование  это… …   Википедия

  • ДИЗАЙН СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ — стратегия проведения эмпирического социологического исследования, включает методы отбора респондентов для участия в исследовании, сбора и анализа данных. Выбор Д.С.И. зависит от многих факторов, главные из которых цель исследования,… …   Социология: Энциклопедия

  • Оценка региональной и муниципальной политики — Основная статья: Оценка программ Содержание 1 Основания для проведения оценки региональной и муниципальной политики …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»