АНКЕТИРОВАНИЕ (ПИСЬМЕННЫЙ ОПРОС)

АНКЕТИРОВАНИЕ (ПИСЬМЕННЫЙ ОПРОС)
- разновидность метода опроса, при к-ром общение между социологом-исследователем и респондентом, являющимся источником необходимой информации, опосредствуется анкетой (см. Анкета социологическая). Разновидности А. выделяются по различн, основаниям. В зависимости от численности опрашиваемых различают индивидуальное и групповое анкетирование; по месту проведения выделяют анкетирование по месту жительства и по месту работы, учебы, а также в целевых аудиториях (зрители кинотеатра, посетители выставок, пациенты больниц и др.). По способу доставки анкеты к респонденту различают раздаточное (курьерское) А. (анкета оставляется респонденту для заполнения, а затем собирается в условленное время), почтовое А. (рассылка по почте), прессовое А. (публикация анкеты средствами массовой информации). По степени участия анкетера выделяют А. в присутствии анкетера, когда он инструктирует респондента перед началом опроса и помогает ему в случае надобности непосредственно в процессе опроса. А. в отсутствии анкетера проводится в случае раздаточного (курьерского) опроса, когда контакт анкетера с респондентом ограничивается вводным инструктажем о правилах заполнения анкеты при вручении ее респонденту, а также контрольным просмотром заполненной анкеты и выяснением возникших у респондента вопросов при возвращении анкеты. В отсутствии анкетера проходят и заочные формы опроса: почтовое и прессовое анкетирование. По сравнению с интервью А. имеет нек-рые принципиальные особенности. Прежде всего, меняется способ восприятия респондентом текста вопроса: в интервью - это восприятие устной речи в диалоге с интервьюером, в А. - это восприятие письменного текста. Др. особенностью А. является повышение самостоятельности респондента при заполнении анкеты. Процесс восприятия и понимания вопросов анкеты и техники ее заполнения, формирование ответов, аккуратность и полнота регистрации, отношение к опросу, искренность респондента становятся недоступными для внешнего наблюдения и неконтролируемыми в процессе опроса. Этими особенностями обусловливается возможное снижение качества получаемой информации: возрастание числа формальных и неискренних ответов, увеличение доли неответивших, снижение возврата анкет. Способы повышения качества информации в различ. формах А. имеют свои особенности, однако общим условием повышения эффективности. А. является тщательная экспериментальная проверка вопросника в пробном исследовании. Анкета, предназначенная для самостоятельного чтения и заполнения респондентами, должна быть апробирована методом интервью, в к-ром с помощью дополнительных методич. (зондажных) вопросов проверяется понимание респондентом смысла вопросов и отдельных терминов, техника заполнения, отношение респондента к теме опроса, доступность вводной части анкеты и ее способность создавать мотивацию на участие в опросе и др. (см. Исследование пробное). Популярность А. в современной исследовательской ситуации обусловлена его организационной простотой (часто кажущейся), оперативностью и экономичностью. Эта разновидность опроса позволяет в короткий срок и с небольшим числом анкетеров опрашивать значительные совокупности людей (групповое анкетирование по месту работы) или вообще обойтись без привлечения анкетеров (почтовое и прессовое анкетирование). В тех случаях, когда нет возможности привлечь для проведения опроса квалифицированных интервьюеров, А. позволяет снизить отрицательное влияние малоквалифицированных интервьюеров-общественников на результаты опроса. Однако эти преимущества А. могут быть реализованы без ущерба для качества рез-тов только при корректном исполнении ме-тодич. требований к разработке вопросника и при соблюдении организационной специфики каждой разновидности. Лит.: Бутенко И.А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентом. М., 1989. Андреенков В.Г. Методы сбора данных//Социология. Основы общей теории (под ред. Осипова Г.В., Москвичева Л.Н.). М., 1996. О.М.Маслова.


Российская социологическая энциклопедия. — М.: НОРМА-ИНФРА-М. . 1999.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "АНКЕТИРОВАНИЕ (ПИСЬМЕННЫЙ ОПРОС)" в других словарях:

  • опрос анкетный — обращение за информацией об отношении к различным событиям к специалистам или населению. Наиболее распространенный метод сбора первичной информации в социологии, где необходимо в сжатые сроки зарегистрировать и факты поведения, и мнения людей, и… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Опрос экспертный — метод получения первичной социологической информации путем опроса экспертов высококвалифицированных специалистов по исследуемой проблеме. О. э. является эффективным, а иногда единственным методом решения широкого круга не полностью формализуемых… …   Социологический справочник

  • Анкетный опрос —    метод социально психологического исследования с помощью анкет. А.о. может быть различных типов: сплошной и выборочный; устный (интервью) и письменный (анкетирование); индивидуальный и групповой; очный и заочный. При проведении А.о. любого типа …   Криминалистическая энциклопедия

  • МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ — в педагогике это приемы, процедуры и операции эмпирического и теоретического познания и изучения явлений действительности; должны обеспечить выбор оптимальной системы способов решения педагогической проблемы, создать фундамент для дальнейшего… …   Профессиональное образование. Словарь

  • социолингвистика — Отрасль языкознания, изучающая вопросы общественного существования и общественные условия развития языка. Представляя собой синтез социологии и лингвистики, социолингвистика занимается такими проблемами, как связь между языком и фактами… …   Словарь лингвистических терминов

  • СОЦИОЛИНГВИСТИКА — (от лат. societas – общество + лингвистика). Смежная для методики обучения языкам наука; отрасль языкознания, занимается вопросами существования и развития языка. Изучает связь между языком и фактами социальной жизни, активные процессы в развитии …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • Контроль в обучении — абитуриент тест, айзенка тест, анализ ошибок, анализ речи компьютером, анализ урока, анкета, анкетирование, баллы оценочные, валидность теста, векслера тест, гиперкоррекция, грамматико морфологические ошибки, грамматико синтаксические ошибки,… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»