- АНКЕТИРОВАНИЕ (ПИСЬМЕННЫЙ ОПРОС)
- - разновидность метода опроса, при к-ром общение между социологом-исследователем и респондентом, являющимся источником необходимой информации, опосредствуется анкетой (см. Анкета социологическая). Разновидности А. выделяются по различн, основаниям. В зависимости от численности опрашиваемых различают индивидуальное и групповое анкетирование; по месту проведения выделяют анкетирование по месту жительства и по месту работы, учебы, а также в целевых аудиториях (зрители кинотеатра, посетители выставок, пациенты больниц и др.). По способу доставки анкеты к респонденту различают раздаточное (курьерское) А. (анкета оставляется респонденту для заполнения, а затем собирается в условленное время), почтовое А. (рассылка по почте), прессовое А. (публикация анкеты средствами массовой информации). По степени участия анкетера выделяют А. в присутствии анкетера, когда он инструктирует респондента перед началом опроса и помогает ему в случае надобности непосредственно в процессе опроса. А. в отсутствии анкетера проводится в случае раздаточного (курьерского) опроса, когда контакт анкетера с респондентом ограничивается вводным инструктажем о правилах заполнения анкеты при вручении ее респонденту, а также контрольным просмотром заполненной анкеты и выяснением возникших у респондента вопросов при возвращении анкеты. В отсутствии анкетера проходят и заочные формы опроса: почтовое и прессовое анкетирование. По сравнению с интервью А. имеет нек-рые принципиальные особенности. Прежде всего, меняется способ восприятия респондентом текста вопроса: в интервью - это восприятие устной речи в диалоге с интервьюером, в А. - это восприятие письменного текста. Др. особенностью А. является повышение самостоятельности респондента при заполнении анкеты. Процесс восприятия и понимания вопросов анкеты и техники ее заполнения, формирование ответов, аккуратность и полнота регистрации, отношение к опросу, искренность респондента становятся недоступными для внешнего наблюдения и неконтролируемыми в процессе опроса. Этими особенностями обусловливается возможное снижение качества получаемой информации: возрастание числа формальных и неискренних ответов, увеличение доли неответивших, снижение возврата анкет. Способы повышения качества информации в различ. формах А. имеют свои особенности, однако общим условием повышения эффективности. А. является тщательная экспериментальная проверка вопросника в пробном исследовании. Анкета, предназначенная для самостоятельного чтения и заполнения респондентами, должна быть апробирована методом интервью, в к-ром с помощью дополнительных методич. (зондажных) вопросов проверяется понимание респондентом смысла вопросов и отдельных терминов, техника заполнения, отношение респондента к теме опроса, доступность вводной части анкеты и ее способность создавать мотивацию на участие в опросе и др. (см. Исследование пробное). Популярность А. в современной исследовательской ситуации обусловлена его организационной простотой (часто кажущейся), оперативностью и экономичностью. Эта разновидность опроса позволяет в короткий срок и с небольшим числом анкетеров опрашивать значительные совокупности людей (групповое анкетирование по месту работы) или вообще обойтись без привлечения анкетеров (почтовое и прессовое анкетирование). В тех случаях, когда нет возможности привлечь для проведения опроса квалифицированных интервьюеров, А. позволяет снизить отрицательное влияние малоквалифицированных интервьюеров-общественников на результаты опроса. Однако эти преимущества А. могут быть реализованы без ущерба для качества рез-тов только при корректном исполнении ме-тодич. требований к разработке вопросника и при соблюдении организационной специфики каждой разновидности. Лит.: Бутенко И.А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентом. М., 1989. Андреенков В.Г. Методы сбора данных//Социология. Основы общей теории (под ред. Осипова Г.В., Москвичева Л.Н.). М., 1996. О.М.Маслова.
Российская социологическая энциклопедия. — М.: НОРМА-ИНФРА-М. Г.В. Осипов. 1999.