- ВОПРОС ОТКРЫТЫЙ
- - разновидность формулировки вопроса, при к-рой логич. структура вопроса включает только побудительную часть и предикат вопроса, но не включает специально разработанной ответной части. Область возможных и ожидаемых ответов задается смысловым содержанием ключевых слов побудительной части вопроса. Предопределенность ответа на вопрос зависит только от обозначения предиката вопроса и от точности его адресования (учет информированности респондента, его компетентности, желания отвечать), от оценки респондентом остроты вопроса и др. соц.-психологич. характеристик. Респондент самостоятельно формирует ответ на вопрос, т. е. влияние исследователя на процесс формирования ответа в данном случае значительно меньше, чем при использовании закрытого вопроса. Начальный этап развития социологич. опросов в России и за рубежом связан с использованием именно В.о. Однако смысловая многозначимость разговорного языка и связанная с ней возможная неоднозначность восприятия вопросов приводили к значительному разнообразию формулировок ответов, получаемых на В.о. Это затрудняло статистич. обработку и классификацию ответов. Кроме того, в тех случаях, когда формулировки В.о. и их содержание не соответствовали соц.-психологич. особенностям респондентов, применение В.о. давало значительное число неотве-тивших или ответов не по существу. Напр., в работах по изучению читательской аудитории в 20-30-х гг. советские социологи отмечают, что на В.о. о том, чем понравилась или не понравилась прочитанная книга, большинство читателей либо не отвечают совсем, либо отвечают в самом общем, неструктурированном виде: понравилась всем или ничем не понравилась. Особенности ответов на В.о., к-рые долгое время оценивались как недостатки в связи с трудностями их обработки и анализа, позднее были осознаны как объективные познавательные возможности этого вида вопросов. В.о. стали применяться в тех случаях, когда задачей социолога является выяснение информированности опрашиваемых, актуализированных представлений о предмете опроса, навыков вербализации, особенностей языка. В.о. в современной исследовательской ситуации чаще всего применяются в пробных исследованиях для разработки вариантов ответов в закрытых вопросах. Их доля в анкетах, используемых в массовых опросах, невелика - редко превышает 8-10%. В.о. традиционно используются в конце анкеты для сбора дополнительных мнений, пожеланий и предложений о предмете опроса; они популярны в анкетах для опроса экспертов, когда сохранение уникальности индивидуальных мнений экспертов является целью опроса. В.о. применяются также в свободных, фокусированных и др. видах интервью с малой степенью стандартизации. Они также могут представлять ценную информацию в исследованиях обществ. мнения. Лит.: см. к ст. Вопрос закрытый. О.М. Маслова
Российская социологическая энциклопедия. — М.: НОРМА-ИНФРА-М. Г.В. Осипов. 1999.