- ВОПРОС ЗАКРЫТЫЙ
- - разновидность формулировки вопроса, содержащая возможные варианты ответов (закрытия), из к-рых респонденту предлагается по заданному критерию выбрать один или несколько вариантов. Логич. структура В.з. включает побудительную часть, содержащую собственно предмет (предикат) вопроса, и ответную часть, содержащую ожидаемые, возможные варианты ответов. В современных опросах В.з. преобладают по нескольким причинам, имеющим преимущественно организационно-экономич. характер. В.з. считаются удобными при сборе данных, поскольку увеличивают заполняемость анкет, сокращая число неответивших; позволяют кодировать ответы респондентов для машинной обработки непосредственно в процессе опроса; стандартизируют ответы респондентов, позволяя получать распределение ответов в заранее заданном числе позиций. Однако эти преимущества В.з. не являются бес-порными для всех исследовательских ситуаций. Все зависит от предметного содержания (объекта) вопроса и его познавательной задачи. В.з. дает надежную и адекватную информацию в тех случаях, когда структура предложенных вариантов совпадает с представлениями респондентов о возможных ответах на данный вопрос. В нек-рых случаях такие совпадения очевидны, однако в социологич. опросах эти ситуации немногочисленны (Вы получили среднее образование в школе, ПТУ, техникуме? Вы ходите на работу пешком или пользуетесь каким-либо транспортом? Получаете ли Вы по подписке какие-либо из названных в списке центральных газет?). В тех случаях, когда такие совпадения не совсем очевидны, необходимо специально проверить в пробном исследовании полноту списка закрытий и соответствие их формулировок языку опрашиваемых. При этом вопросы задаются в открытой форме (см. Вопрос открытый), ответы записываются дословно, затем анализируются и группируются в виде обобщенных, наиболее типичных вариантов ответов. Полученный список закрытий используется для контроля и дополнения гипотетич. списка закрытий, составленного социологом до начала пробного опроса. В зависимости от числа выбираемых ответов и типа логич. задач, решаемых респондентом при формировании ответа на вопрос, В.з. делятся на разновидности. Дихотомич. вопросы ("да" - "нет"), где респондент может выразить согласие или несогласие с предложенным вариантом ответа или выбрать одну из двух предложенных альтернатив. Шкальные вопросы оценочного характера, в к-рых респондент должен соотнести свое мнение (поведение и т. п.) с одним из делений предложенной шкалы. Если деления шкалы формулируются в виде суждений, то формулировки не должны пересекаться по смыслу; они должны быть однозначными, хорошо различимыми, исключающими возможность одновременного выбора нескольких вариантов ответов. Вопросы-кафетерии ("меню") - предлагающие выбор неограниченного числа вариантов ответов или отбор заданного числа ответов (чаще всего по критерию важности, предпочтительности, значимости). Иногда предлагается задача ранжирования вариантов ответов, т. е. их иерархич. упорядочение по степени значимости для респондента. Использование В.з. при изучении мнений является адекватным в том случае, когда познавательная задача состоит в выяснении согласия респондентов с предложенными вариантами мнений, оценок или суждений; т. е. исследовательский вопрос формулируется так: выяснить, какие группы опрашиваемых согласны с к.-л. из предложенных мнений. Однако выражение согласия с предложенным мнением не всегда означает, что данное мнение сформировалось и является устойчивым элементом сознания респондента. Опыт показывает, что опрашиваемые неспособны сформулировать ответ на открытый вопрос, достаточно активно выражают свое выражение к предложенным вариантам ответов, однако при повторном опросе опять затрудняются ответить на открытый вопрос того же содержания. Следовательно, если задачей вопроса является получение данных о степени сформированности мнения, о способности респондента вербализовать это мнение в ситуации общения или аргументировать его, то В.з. неадекватен такой задаче, и ему следует предпочесть открытую формулировку. Различие познавательных задач, решаемых с помощью открытых и закрытых вопросов, отражается и в характере логич. задач, предъявляемых респонденту в каждой из этих форм вопроса. При закрытой формулировке респондент фиксирует свою реакцию на предложенное социологами описание изучаемой реальности. При открытой формулировке респондент сам описывает эту реальность, причем описание одной и той же реальности социологом и респондентом достаточно часто различается, и весьма существенно. В социологии в 30-40-х гг. (XX в.) активно обсуждались достоинства и недостатки открытых и закрытых вопросов. В рез-те дискуссий преимущества закрытых формулировок стали общепризнанными и заняли главенствующее положение в практике опросов. Однако в последнее десятилетие (примерно с середины 70-х гг.) формируется новая волна критич. переоценки познавательной возможности открытых и закрытых вопросов, в особенности со стороны представителей феноменологич. направления. Положительным рез-том этой критики является активная рефлексия социологов по поводу уточнения класса познавательных задач для открытых и закрытых вопросов. Соч.: Процесс социального исследования. М., 1975; Новые направления в социологической теории. М., 1978; Рабочая книга социолога. М., 1983; Маслова О.М. Познавательные возможности открытых и закрытых вопросов//Социологич. исследования. 1984. № 2. О.М. Маслова
Российская социологическая энциклопедия. — М.: НОРМА-ИНФРА-М. Г.В. Осипов. 1999.