- ВЕС СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО ВЫБОРА
- - числовое значение, приписываемое выбору респондента при проведении исследования с помощью социометрич. методов. Напр., при социометрич. опросе школьникам задается вопрос: "С кем из одноклассников ты хотел бы сидеть за одной партой в первую очередь? Во вторую очередь? В третью очередь?" и присваивается балл 3 первому выбору, 2 - второму, 1 - третьему выбору и О - невыбранным. Взвешивание социометрич. выборов является одним из способов измерения интенсивности межличностных отношений (прежде всего межличностных чувств). Существуют более сложные и обоснованные процедуры измерения отношений, базирующихся на различ. закономерностях межличностного общения (на допущении о нормальном распределении членов группы по критерию, на основе к-рого данный индивид делает выбор; на закономерности уменьшения числа выборов при увеличении интенсивности чувства и т. п.). Рез-том измерения является взвешенная социоматрица или взвешенная социограмма (граф). (См. Методы социометрические, Обработка данных социометрических, Социоматрица, Социограмма). Лит.: Паниотто В.И. Структура межличностных отношений: методика и математические методы исследований. Киев, 1975; Campbell D.Т. A rationale for weighting first, second and third sociometric choices: The Sociometric Reader. N.Y., 1960. P. 137-149. В.И. Паниотто
Российская социологическая энциклопедия. — М.: НОРМА-ИНФРА-М. Г.В. Осипов. 1999.