- СОЦИОГРАММА
- - способ изображения структуры межличностных отношений в малой соц. группе. Обычно используется для представления данных, полученных с помощью социомет-рич. опроса. С, представляющая данные ответа всех членов группы на социометрич. вопрос, - это рисунок, на к-ром члены группы изображаются точками, а их выборы - стрелками (если в ответе на данный вопрос член группы А выбрал члена группы Б, то на рисунке проводится стрелка от точки А к точке Б). С математич. т. зр. С. представляет собой ориентированный граф, поэтому для ее анализа может использоваться теория графов (см.). Существует множество разновидностей С. Это, напр., следующие виды: концентрическая С, или "мишень" (члены группы располагаются в пределах круга, соответствующего их социометрич. статусу: чем выше статус, тем ближе к центру помещается соответствующая точка), локаграмма (члены группы размещаются на чертеже, представляющем их реальное расположение в помещении - за партами в школе, на рабочих местах на пр-ве и т. п.); взвешенная С. (в том случае, если тем или иным способом измерена интенсивность межличностных чувств, напр., социометрич. выборы имеют все, а величина интенсивности изображается на стрелках С); С. группировок (чем выше интенсивность межличностных чувств, тем ближе на С. расположены члены группы). Наглядность С. существенно повышается, если удается выделить социометрич. подструктуры (подгруппа, лидер и т. п.). Существуют также и др. методы повышения наглядности С. (можно изображать членов группы не точками, а различн. геометрич. значками - квадратиками, треугольниками - в зависимости от их пола, должности и т. п.; вводить секторы для разделения лиц по соц. признакам на концентрич. С; совмещать С, построенные по разным вопросам, на одном рисунке, используя различн. цвета для каждого вопроса и т. п.). См. также: Вес социометрического выбора, Опрос, Социометрия. В.И. Паниотто.
Российская социологическая энциклопедия. — М.: НОРМА-ИНФРА-М. Г.В. Осипов. 1999.