- ТЕОРИИ МАССЫ
- - в зап. социологии и соц. психологии концепции, претендующие на объяснение поведения человеческих множеств, как правило, непрочных и случайных (в отличие от групп и классов), члены к-рых объединены лишь присутствием в одном месте в одно время и взаимодействие между к-рыми имеет характер взаимного усиления эмоций, взаимного заражения и т. п. (напр., толпа зевак во время уличного инцидента). Особое внимание при этом обращается на поведение больших скоплений людей, исчисляемых порой миллионами, на поведение массы в чрезвычайных обстоятельствах (паника, массовый экстаз и т. п.). Понятие "масса" в этом контексте является прототипичным по отношению к теориям массового об-ва, к-рые можно рассматривать как перенос этого понятия на об-во в целом, как описание функционирования об-ва по способу поведения массы. Т.м. создаются в ответ на потребность описания двух соц. тенденций, с особой силой проявившихся в XX в. Первая тенденция - возрастание роли народных масс в историч. развитии, и вторая тенденция - рост классовой поляризации, обострение соц. антагонизмов и одновременно контртенденция - дестратификация, т. е. сближение соц. групп и слоев. Обе тенденции обусловлены сдвигами в соц. структуре об-ва, ломкой старых, традиционных дифференциаций, порожденных прежде всего НТР. Объективно Т.м. направлены, прежде всего, против революционных движений масс, рассматриваемых как "буйство толпы", сокрушающей ценности культуры. Понимание категории "масса" в зап. социологии крайне неопределенно из-за огромной пестроты в толковании этого понятия. В различн. трактовках "масса" понимается: 1) как толпа; 2) как публика; 3) как гетерогенная аудитория, противостоящая классу и относительно гомогенным группам; 4) как уровень некомпетентности, как снижение цивилизации; 5) как продукт машинной техники; 6) как "сверхорганизованное" (Маннгейм) бюрократизированное об-во, где господствует тенденция к униформизму, отчуждению. Вместе с тем имеется определенная общность методологич. установок и исходных принципов Т.м.: стремление исключить из социоло-гич. анализа классовые отношения, отношения собственности, ограничить его интерперсональными отношениями, перевести в русло частных эмпирич. исследований, психологич. редукционизма. По своему происхождению понятие "масса" - прежде всего соц.-психологич. термин. Он выработан в ходе эмпирич. наблюдений над непосредственно обозримыми множествами индивидов (поведением толпы на улице, публики в театре и т. д.). В каждом случае обращает на себя внимание возникновение нек-рой психич. общности, заставляющей людей вести себя иначе, чем, если бы они действовали изолированно, и нередко примитивизирующей их поведение. В дальнейшем эта эмпирич. констатация превращается в абстрактную модель, к-рая прилагается к самым различн. сферам обществ. отношений, к человеческим множествам, уже не являющимся непосредственно обозримыми, напр, к нар. массам, революционным массовым движениям. Термин "масса" заимствован из языка аристо-кратич. групп в критике прогрессивных изменений XVII-XIX вв. Э. Бёрк, Ж. де Местр именовали пугающую их историч. силу "толпой", "массой". У. Г. Лебона моделью "массы" является толпа, рассматриваемая как психологич. феномен возникающий при непосредственном взаимодействии индивидов независимо от их соц. положения, национальности, профессии, повода, вызвавшего ее образование. В толпе образуется сом" психологич. ("духовное") единство - "душа тол" пы", она проникается определенными общими чувствами, взаимовнушение дает ей колоссальное увеличение энергии, в толпе глушится исчезает сознательная личность. Хотя Лебон допускает существование "героических масс" он считает, что чаще в толпе берут верх низменные страсти. Для X. Ортеги-и-Гассета "масса" - "усредненная, худшая" часть людей. Модель "массы" как толпы не является общепризнанной; в ряде социологич. концепций обращается внимание на то, что эта модель находится в противоречии с эмпирически фиксируемыми тенденциями современного об-ва - ростом атомизации, некоммуникабельности отчуждения; моделью "массы" видится не толпа, а публика; активного участника толпы сменяет зритель. Напр., Г. Тард требовал "перестать смешивать толпу и публику", в первой люди физически сплочены, во второй - рассеяны, первая "гораздо более нетерпима", вторая более пассивна. Отсюда Тард делал вывод о желательности замены толпы публикой. Позднее Р. Парк исследовал различие между массой как толпой, условием образования к-рой является непосредственное взаимодействие индивидов, и публикой, у к-рой такое взаимодействие может отсутствовать. Г. Блумер считает главными характеристиками толпы (как аудитории) анонимность и изолированность ее членов, слабое взаимодействие между ними, разнообразие их соц. происхождения и положения, отсутствие организованности. "Толпа одиноких" (Д. Рисмен) - лапидарная характеристика "массы" в системе современного об-ва: люди чувствуют себя отчужденными от него, от других людей, отношения между ними проявляются в форме недоверия, даже враждебности. В современной зап. социологии авторы ряда концепций пытаются связать Т.м. с отношениями классов (чаще "страт"). Для Э. Ледерера, X. Аренда "масса" - продукт дестратификации, своего рода антикласс. Для У. Корнхаузера масса - "агрегат" людей, в к-ром не различаются группы или индивидуумы. Лит.: Лебон Г. Психология народов и масс. СПо., 1йуо, Ашин Г.К. Доктрина "массового общества". М., 1971; Мос-ковичи С. Век толп. М., 1996; Канетти Э. Масса и власть. М, 1997; Kornhauser W. The politics of mass society, пл 1960; Bell D. The end of ideology. N.Y., 1965; Anders G. Die Antiquiertheit des Menschen. Miinch., 1984. Т.К. Ашин.
Российская социологическая энциклопедия. — М.: НОРМА-ИНФРА-М. Г.В. Осипов. 1999.