- ПРОГНОЗИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ
- - в широком смысле - разработка прогнозов в обществ. науках (в отличие от научно-технич. в естественных и технич. науках). П.с. охватывает прогнозы: соц.-медицинские (здравоохранения, включая физич. культуру и спорт); соц.-географические (перспективы дальнейшего освоения земной поверхности, включая Мировой океан); соц.-экологические (перспективы сохранения равновесия между состоянием природной среды и жизнедеятельностью об-ва); соц.-космические (перспективы освоения космоса); экономич. (перспективы развития народного хозяйства, вообще экономич. отношений; социологич. (см. Прогнозирование в социологии); психологические (развитие личности, ее поведения, деятельности); демографические (рост населения, половозрастной структуры, миграции населения); филолого-этнографич. или лингвоэтнич. (развитие языка, письменности, личных имен, нац. традиций, обычаев, вообще нац. отношений); архитектурно-градостроительные (соц. аспектов расселения, развитие города и деревни, жилища, вообще обитаемой среды); образовательно-педагогические (развитие воспитания и обучения, развитие кадров и учреждений в области народного образования - от детских яслей и садов до университетов и аспирантуры, включая повышение квалификации и самообразования взрослых); культурно-эстетические (развитие материально-технич. базы искусства, литературы, всей культуры; художественной информации, развитие кадров и учреждений культуры - книжного, журнального и газетного дела, радио и телевидения, кино и театра, музеев и парков культуры клубов и библиотек, памятников культуры и спортивно-туристских объектов и т. д.); морально-этические; гос.-правовые, или юридические (развитие гос-ва и законодательства, права и криминологии, вообще правовых отношений); внутриполитические (развитие внутренней политики своей и др. стран); внешнеполитич. (развита внешней политики своей и др. стран, междуна" родных отношений в целом); военные (военно-технические, военно-экономич., военно-политич. военно-стратегич., военно-операционные, военной тактич., военно-организационные прогнозы). В нескольких промежуточных значениях под П.с. понимают все перечисленные прогнозы, кроме экономич., а иногда также политич. и военных. В таких случаях П.с. выступает обычно под названием соц.-экономич. и военно-политич. Иногда из понятия П.с. исключаются и нек-рые др. обществоведческие прогнозы. Наконец, в узком смысле П.с. сводится только к прогнозам в социологич. исследованиях. Как и прогнозирование в целом, П.с. отличается значительной спецификой в каждой из обществ. наук сообразно задачам и особенностям последних. Однако имеются и важные общие черты, отличающие П.с. от научно-технич. прогнозирования. Важнейшая из них - относительно высокая интенсивность обратной связи между прогнозированием и управлением, точнее. между предсказанием и решением, целеполага-нием, действием. В естественных и технич. науках эта связь незначительна, часто близка или практически равна нулю. Там объекты принципиально не поддаются (или поддаются в очень небольшой, незначительной мере) соц. управлению, т. е. видоизменению путем действий на основе решений-целей, в т. ч. и с учетом прогноза. Поэтому там прогнозирование возможно лишь в форме безусловных предсказаний с целью приспособить действия к ожидаемому состоянию объекта. Напротив, в обществ. науках эта связь настолько интенсивна, что в состоянии приводить к самоосуществлению или саморазрушеюпо прогноза путем действия с учетом последнег (т. н. эффект Эдипа). Напр., предсказание ката строфы способно вызвать панику и действительно обострить ситуацию, но может вызвать своевременное вмешательство и ликвидацию угрозы. Отсюда бессмысленность в П.с. безусловных предсказаний и методологич. ориентация на разработку предсказаний сугубо условных, нацеленных на содействие повышению уровня объективности и, следовательно, эффективности решений, вообще управления соц. процессами. Такие условные предсказания вырабатываются в ходе получения прогнозов двух типов: поисковых - определение возможных состояний явления в будущем путем экстраполяции наблюдаемых тенденций при условном абстрагировании от решений, способных видоизменить эти тенденции (целевыявление и уточнение перспективных проблем, подлежащих решению средствами управления); нормативных - определение альтернативных или оптимальных путей и сроков достижения желательных состояний того же явления т е. путей и сроков решения проблем на основе заранее заданных критериев оптимума. Практика П.с. на основе такой методологии, ориентации показала исключительно высокую эффективность подобных разработок в смысле повышения обоснованности целей, планов, программ, организационных решений. Лит.: Румянцева Т.М. Интервью с будущим: методология, проблемы социального прогнозирования. Л., 1971; Методологические проблемы социального прогнозирования эдцественных явлений. Киев., 1978; Бестужев-Лада И.В. Поисковое социальное прогнозирование. М., 1984; его же. Нормативное социальное прогнозирование. М., 1987; Бестужев-Лада И.В. Социальное прогнозирование//Социология в России (под ред. Ядова В.А.). М., 1996. И.В. Бестужев-Лада.
Российская социологическая энциклопедия. — М.: НОРМА-ИНФРА-М. Г.В. Осипов. 1999.