ПРИЗНАК (ПЕРЕМЕННАЯ, ВЕЛИЧИНА, ХАРАКТЕИСТИКА) или ОДНОМЕРНЫЙ ПРИЗНАК

ПРИЗНАК (ПЕРЕМЕННАЯ, ВЕЛИЧИНА, ХАРАКТЕИСТИКА) или ОДНОМЕРНЫЙ ПРИЗНАК
- нек-рое общее для всех изучаемых объектов (единиц наблюдения) качество, конкретные проявления к-рого (значения П.) меняются от объекта к объекту и могут быть изменены, т.е. каждому объекту, рассматриваемому как носитель упомянутого качества, может быть приписан определенный математич. конструкт (напр., число). Именно совокупности значений П. чаще всего служат теми математич. моделями эмпирич. социологич. данных, к-рые являются рез-тами измерения в социологии (см.). В социологич. Исследованиях П. часто отождествляется с индикатором. Примерами П. могут служить: пол, возраст, образование, классовая принадлежность респондента, его удовлетворенность трудом,  установка на повышение уровня образования и т. д.

При интерпретации значений того или иного П. необходимо иметь в виду, что очень часто само понятие П. является следствием определенного видения социологом изучаемых объектов, что семантика этих значений зависит от восприятия респондентом соответствующего вопроса анкеты (и может быть различна для разных групп респондентов) и т. д. П. можно разделять на разные группы в зависимости от того, каким образом получаются их значения и как в этих значениях отражаются интересующие исследователя закономерности. Часто П. делят на качественные (значения такого П. получаются по шкале, тип к-рой ниже типа интервальной шкалы) и количественные (используется либо интервальная шкала, либо шкала более высокого типа). Подмножеством качественных П. служат номинальные (см. Шкала); их называют также атрибутивными, категориальными, альтернативными. Совокупность описывается набором значений такого П., если каждая ее единица принадлежит либо не принадлежит к одной из множества взаимоисключающих категорий (атрибутов, альтернатив), выступающих в качестве значений рассматриваемого П. Под номинальными П. с совместными альтернативами имеют в виду категории, к-рые не являются взаимоисключающими. Любой номинальный П., принимающий М значений, можно свести к М-бинарным (дихотомическим, принимающим два значения) П. Любому объекту можно поставить в соответствие такую последовательность из 0 и 1, г-й член к-рой равен 1, если объект принимает г-е значение рассматриваемого признака (т. е. принадлежит к соответствующей категории, обладает отвечающим ей свойством), и 0, если это не имеет места. Здесь следует отметить, что одна из существенных особенностей социологич. данных заключается в том, что отдельные альтернативы, отвечающие номинальным признакам, нередко характеризуют столь разные свойства объектов, что каждой из них имеет смысл ставить в соответствие отдельный признак. Традиционный математич. анализ, когда каждый признак входит в ту или иную строящуюся математич. модель как имеющий вполне определенный смысл цельный показатель, в таких случаях становится неприемлемым. Возникает потребность в "полиальтернативном" анализе, переходе с "языка" признаков на "язык" альтернатив. Одна альтернатива (группа альтернатив) может оказаться связанной с интересующим исследователя явлением, а др. - нет (см., напр., Поиск взаимодействий). Количественные П. разделяют на дискретные и непрерывные. Значениями первых служат целые числа (число детей в семье, число учебных заведений в городе и т. д.), вторых - любые действительные числа (возраст, зарплата и т. д.). Однако это деление весьма условно. В соответствии с определением интервальной шкалы (см. Шкала) имеют смысл не сами значения количественного П., полученные по этой шкале, а лишь отношение порядка (равенства) интервалов между ними. Мы можем понять набор целочисленных шкальных значений на любые другие числа, лишь бы указанное отношение сохранялось. Социологи косвенно используют этот факт, напр., дробное количество детей в "средней" семье. Разделяют первичные П., значения к-рых получаются непосредственно в рез-те сбора данных и являются рез-том наблюдения, и вторичные, значения к-рых получаются в рез-те обработки данных (напр., индекс). Значение первичного П. для какого-либо объекта наз. наблюдением. Для корректного применения методов многомерного статистич. анализа немаловажно разделение П. на случайные (каждый такой П. является величиной случайной (см.) и контролируемые (см. Планирование эксперимента). Плодотворным для социологии является разделение П. на явные (значения к-рых могут быть получены в рез-те наблюдения) и латентные. Такое деление тесно связано с делением терминов, понятий на эмпирич. (к-рым всегда соответствуют явные П.) и теоретич. (к-рым чаще всего отвечают латентные П.). Для изучения латентного П. социолог, как правило, стремится выразить его тем или иным способом через явные П. (чаще всего с этой целью используется индекс). При этом набор соответствующих эмпирич. индикаторов (наблюдаемых П.) далеко не всегда определяется однозначно. П. Лазарсфельд разработал целую систему поиска латентных переменных по ответам респондентов на вопросы, относящиеся к явным переменным (см. Анализ латентно-структурный). С существованием латентных переменных, проявлением к-рых являются наблюдаемые переменные, связано определение типа фактически использующихся шкал, отличающегося от типа тех шкал, по к-рым "физически" получаются исходные данные (см. Шкала). На предположениях о существовании определенного рода латентных переменных основаны также нек-рые подходы к сравнению парных коэффициентов связи (см. Коэффициенты парной связи номинальных признаков). Лит.: Лазарсфельд П. Методологические проблемы социологии//Социология сегодня: проблемы и перспективы. М., 1965; Лазарсфельд П. Логические и математические основания латентно-структурного анализа//Математические методы в современной буржуазной социологии. М., 1966; Социальные исследования: построение и сравнение показателей. М., 1978; Батыгин Г.С. Обоснование научного вывода в прикладной социологии. М., 1986; Толстова Ю.Н. Математика в социологии: элементарное введение в круг основных понятий (измерение, статистические закономерности, принципы анализа данных). М., 1990; Толстова Ю.Н. Логика математического анализа социологических данных. М., 1991. К.Д. Аргунова, Ю.Н. Толстова.


Российская социологическая энциклопедия. — М.: НОРМА-ИНФРА-М. . 1999.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное



Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»