- ПЛАН ЭКСПЕРИМЕНТА
- - логич. схема построения эксперимента, проверки объяснительной гипотезы. В соц. науках наиболее часто используются следующие виды П.э.: 1) эксперимент "до - после" без контрольной группы; 2) эксперимент "до - после" с контрольной группой; 3) эксперимент "только после" с контрольной группой; 4) эксперимент "якобы до - после" с контрольной группой. В эксперименте "до - после" без контрольной группы исследователем создается или изыскивается определенная ситуация, перед введением экспериментального фактора и после его воздействия производится измерение (часто методом опроса) зависимой переменной, а также основных неэкспериментальных переменных. Гипотеза проверяется сравнением значений зависимой переменной до и после воздействия экспериментального фактора. При этом трудно достичь внутреннюю валидность, доказать, что именно экспериментальный фактор вызвал фиксированные изменения в зависимой переменной. Трудности возникают и в связи с применением опроса для измерения зависимой переменной - проведение первого опроса (до воздействия экспериментального фактора) может в значительной мере повлиять на рез-ты второго опроса (после воздействия экспериментального фактора). Применение опроса создает ряд трудностей и для достижения внешней валидности: даваемые в ходе исследования ответы могут существенно отличаться от реальных мнений и оценок. Эксперимент "до - после" с контрольной группой предполагает образование или изыскивание двух равных по своим основным показателям групп (см. Группа контрольная), в одной из к-рых (экспериментальной) вводится в действие экспериментальный фактор, а в другой (контрольной) - нет. В обеих группах производится измерение интересующих исследователя признаков до и после воздействия экспериментального фактора. Этим намного увеличиваются возможности достижения внутренней валидности - если группы выравнены по составу и внешним условиям деятельности, то и влияние неэкспериментальных факторов (в т. ч. и предварительного опроса) должно быть в обеих группах одинаковым. Гипотеза считается доказанной, если в экспериментальной группе зависимая переменная претерпела больше изменений, чем в контрольной. Все неэкспериментальные факторы не удается практически выравнять. Поэтому следует для уменьшения влияния неконтролируемых обстоятельств пользоваться не одной, а двумя или тремя контрольными группами и провести повторное исследование (в целях достижения внешней валидности с различн. соц. группами). В эксперименте "только после" с контрольной группой не возникает проблем, связанных с предварительным измерением зависимой переменной (эффектов первого замера), поскольку измерение производится лишь после первого воздействия экспериментального фактора. Гипотеза проверяется сравнением значений в зависимой переменной в экспериментальной и контрольной группах. Однако различие в значениях может быть вызвано не только эспериментальным фактором, но и др. обстоятельствами, тем более что нет точных данных о состоянии рассматриваемых групп до экспериментального воздействия. Поэтому существует ряд П.э., где комбинированием измерений "до" и "после" в точно выравненных группах пытаются, с одной стороны, уменьшить негативное влияние предварительного измерения, а с другой - компенсировать отсутствие данных до воздействия экспериментального фактора. К числу подобных П.э. относится эксперимент "якобы до - после" с контрольной группой. В обеих группах производится лишь одно измерение, но на разных стадиях эксперимента: в экспериментальной группе после воздействия исследуемого фактора, в контрольной группе до его воздействия. Гипотеза проверяется сравнением рез-тов этих измерений, т. е. экспериментальная и контрольная группа рассматриваются, в сущности, как одна. Требования относительно выравненности групп и экспериментальной ситуации при этом настолько строгие, что в социологии удается лишь в очень редких случаях получить надежные рез-ты при этом П.э. Все описанные выше П.э. однофакторные (одновариантные). Многофакторные (многовариантные) П.э. предполагают воздействие двух, трех или даже большего количества экспериментальных факторов. Логика построения П.э. остается в основном той же, но применяется не один, а несколько вариантов экспериментального воздействия, проверяются гипотезы относительно влияния различн. комбинаций экспериментальных факторов. Это влечет за собой увеличение числа экспериментальных и контрольных групп. Реализация многофакторных планов реального эксперимента требует значительных материальных и временных ресурсов, знаний и опыта. Большие возможности заключает в себе проведение мысленных экспериментов по многофакторному П.э. П.А. Вихалемм.
Российская социологическая энциклопедия. — М.: НОРМА-ИНФРА-М. Г.В. Осипов. 1999.