ПАРАМЕТРЫ И КАТЕГОРИИ КОНТЕНТ-АНАЛИЗА

ПАРАМЕТРЫ И КАТЕГОРИИ КОНТЕНТ-АНАЛИЗА
- основные элементы категориальной модели предмета контент-анализа (см.). Параметры анализа представляют предмет анализа (исследования) в наиболее общем виде. Вместе с тем разработка параметров предмета анализа является начальной точкой построения его модели, поскольку лишь только после этого возможна детализация модели на уровне категорий анализа. Можно выделить четыре класса параметров анализа: предмет содержания текста - элемент действительности, попавший в зону внимания коммуникатора, отраженный в содержании текста; отношение коммуникатора к предмету содержания текста, к-рое включает все возможные типы отношения (напр., объем, внимания, степень благожелательности и т.п.); модальность отношения коммуникатора к предмету содержания текста, она фиксирует способы выражения отношения коммуникатора к предмету содержания текста; тип коммуниканта, т.е. непосредственного создателя текста сообщения. Указанные классы параметров при соответствующей разработке конкретных параметров и категорий могут представить предмет анализа в виде системы. Однако группы параметров "отношение" и "модальность выражения отношения разработаны еще настолько слабо, что практически невозможно говорить о том, что они могут быть элементами системной модели. Поэтому требование системности целесообразно применять лишь по отношению к разработке модели предмета содержания текста, к-рый является важнейшим элементом категориальной модели. В этой модели можно выделить главный параметр, являющийся организационным центром модели. Остальные параметры лишь характеризуют его, являются параметрами-характеристиками. Параметры анализа в зависимости от числа оснований, по к-рым классифицируются внутри их категории, могут быть одномерными и многомерными. Типичным одномерным параметром, напр., является параметр "тип автора материала", если он характеризуется категориями "журналисты" и "внештатные авторы", однако если мы используем еще и признак пола, то параметр становится двухмерным. В зависимости от сложности входящих в них категорий параметры подразделяются на иерархические и неиерархические. В иерархич. параметре каждая категория представляется "деревом", имеющим несколько ярусов категорий различн. степени сложности. Можно сказать, что простые категории образуют структуру сложной категории. Способ получения знания о сложных категориях при помощи изучения простых категорий называется способом интегрирования категорий анализа. Этот способ имеет одно важное достоинство. Часто сложные категории невозможно закодировать при помощи такой единицы анализа,  как суждение. Способ интегрирования позволяет это сделать. В зависимости от характера наполнения их категориями параметры подразделяются на исчерпывающие (полностью измеряющие все аспекты соответствующих признаков) и неисчерпывающие (измеряющие лишь нек-рые аспекты признака). Категории анализа могут быть подразделены (классифицированы) на три типа: по степени их конструктивизации, по характеру их связи с элементами содержания и по "междисциплинарности". Степень конструктивизации характеризуется абстрактностью категории. Эксплицитные категории в этом плане являются наименее абстрактными, их конструирование часто заключается в простом копировании наиболее значимых признаков содержания текста. Смысл второго из указанных оснований классификации типов категорий анализа состоит в возможности соотнесения категории и содержания текста. Чем менее абстрактна категория, тем легче задать ее поисковый образ. В простейшем случае образ сводится к перечислению определенного списка слов. Под "междисциплинарностью" имеется в виду связь категорий анализа с различн. научн. дисциплинами. Стандартизация параметров и категорий анализа обеспечивает сравнимость рез-тов, получаемых различн. исследователями, и накопление знаний о различн. объектах исследования. Основными причинами, препятствующими прогрессу в стандартизации, являются: отсутствие специальных социологич. теорий, связанных с созданием, распространением и потреблением текстов различн. характера и типа (напр., текстов средств массовой информации и пропаганды и др.), недостаточно четкая экспликация параметров и категорий в различн. исследованиях, эмпиричность значительной части категорий. В России плодотворная работа в области стандартизации параметров и категорий анализа осуществлена в рамках проекта "Обществ. мнение" под руководством Б. А. Грушина. Особенность этой работы состоит в том, что часть параметров, разработанных в связи с анализом содержания текстов средств массовой информации и пропаганды, инвариантна различн. типам получения информации. В частности, ряд параметров позволяет не только анализировать поведение коммуникатора, но также получать данные о структурных элементах обществ. системы. Эти параметры ориентированы на деятельност-ный подход к изучаемым объектам. Они позволяют зафиксировать ряд элементов действительности, в т. ч. и соц. структуры, к-рые непосредственно связаны с деятельностью коммуникатора: сфера обществ. жизни, локальность сферы обществ. жизни, профессия субъектов соц. деятельности, герои содержания, характеризуемые набором признаков (пол, возраст, образование и др.). Все указанные параметры анализа непосредственно связаны с жизнью об-ва. Их представление в содержании текстов средств массовой информации и пропаганды связано с выполнением последними своих важнейших функций. Вместе с тем эти параметры служат основой категоризации элементов действительности, производимой журналистами при создании текстов, и, следовательно, являются параметрами поведения коммуникаторов. Другая часть параметров, использованных в проекте, может быть рассмотрена в качестве стандартных (при использовании их совместно с указанными) при изучении поведения коммуникатора: хронология событий, освещаемых в тексте, оперативность и степень новизны информации, тип отношения авторов к освещаемым событиям. Лит.: Массовая информация в советском промышленном городе. М., 1980. Е.Я. Таршис.


Российская социологическая энциклопедия. — М.: НОРМА-ИНФРА-М. . 1999.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "ПАРАМЕТРЫ И КАТЕГОРИИ КОНТЕНТ-АНАЛИЗА" в других словарях:

  • КАТЕГОРИАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПРЕДМЕТА В КОНТЕНТ-АНАЛИЗЕ — один из элементов логич. модели предмета контент анализа (см. Контент анализ). Разработка категориальной модели начинается с определения параметров анализа. После их установления задача состоит в расчленении каждого параметра на категории анализа …   Российская социологическая энциклопедия

  • КОНТЕНТ-АНАЛИЗ — (от англ. content содержание) исследовательская техника для получения выводов путем анализа содержания текста о состояниях и свойствах соц. действительности (в частности, источника текста сообщения). Первое упоминание о применении специальной… …   Российская социологическая энциклопедия

  • КОНТЕНТ-АНАЛИЗ — (от англ. contens содержание) специальный достаточно строгий метод качественно количественного анализа содержания документов в целях выявления или измерения социальных фактов и тенденций, отраженных этими документами. Особенность К. А. состоит в… …   Социология: Энциклопедия

  • АНАЛИЗ ДОКУМЕНТОВ — совокупность методических приемов и процедур, применяемых для извлечения из документальных источников социологической информации при изучении социальных процессов и явлений для решения определенных исследовательских задач. Во всех современных… …   Социология: Энциклопедия

  • IPO — (Публичное размещение) IPO это публичное размещение ценных бумаг на фондовом рынке Сущность понятия публичного размещения (IPO), этапы и цели проведения IPO, особенности публичного размещения ценных бумаг, крупнейшие IPO, неудачные публичные… …   Энциклопедия инвестора

  • Государственная программа — (Government program) Государственная программа это инструмент государственного регулирования экономики, обеспечивающий достижение перспективных целей Понятие государственной программы, виды государственных федеральных и муниципальных программ,… …   Энциклопедия инвестора

  • Инфраструктура — (Infrastructure) Инфраструктура это комплекс взаимосвязанных обслуживающих структур или объектов Транспортная, социальная, дорожная, рыночная, инновационная инфраструктуры, их развитие и элементы Содержание >>>>>>>> …   Энциклопедия инвестора

  • Гэп — (Gap) Гэп это разрыв цены в потоке котировок на графике между двумя свечами Определение гэпа, виды и причины возникновения гэпов, проведение анализа и торговля на рынке Форекс с использованием гэпов, графики гэпов Содержание >>>>>>>>>>> …   Энциклопедия инвестора

  • Программный агент — В компьютерных науках программный агент  это программа, которая вступает в отношение посредничества с пользователем или другой программой. Слово «агент» происходит от латинского agere (делать) и означает соглашение выполнять действия от… …   Википедия

  • Информация — (Information) Информация это сведения о чем либо Понятие и виды информации, передача и обработка, поиск и хранение информации Содержание >>>>>>>>>>>> …   Энциклопедия инвестора


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»