- ОЦЕНКА НАУЧНОГО ТРУДА
- - одна из форм соц. контроля в научн. сооб-вах, определение вклада научн. работников в совокупный конечный рез-т их труда. По современным воззрениям О.н.т. представляет собой совокупность протяженных и диффузных соц. процессов, непосредственным эффектом к-рых является: признание индивида или коллектива локальным партнером по обмену деятельностью, публикация научн. работы или библиографич. сведений о ней (реферирование или цитирование), присуждение наград, выплата материальных вознаграждений (включая заработную плату), а также продвижение в неформальной или должностной иерархии. В "слабых" формах О.н.т. осуществляется практически каждым научн. работником и определяется ее текущим контекстом, тогда как "сильные" формы институционализированы и составляют прерогативу наиболее авторитетных и влиятельных представителей научн. сооб-ва. Любая из форм О.н.т. отражает различия не только в значимости рез-тов труда, но и в уровне социализации научн. работников: более социализированные индивиды или коллективы находятся в более благоприятных условиях для поддержания устойчивых профессиональных отношений с др. представителями научн. сооб-ва, вследствие чего получают т.н. накопляемое преимущество ("accumulative advantage") в качестве партнеров по обмену деятельностью; это преимущество - одна из причин статусного разделения научн. труда, а также крайне неравномерного распределения его продуктивности, известного как "закон Лотки" или "эффект Матфея". В общем случае О.н.т. направлена на выполнение двух взаимосвязанных функций: дифференциацию вкладов в совокупный конечный рез-т научн. труда по их соответствию определенным интеллектуальным и соц. стандартам, чем обеспечивается накопление внутри научн. сооб-ва достоверного и потенциально полезного знания; распределение вознаграждений за индивидуальные или коллективные вклады в рез-т научн. труда, благодаря чему обеспечивается воспроизводство профессиональных отношений в научн. сооб-ве. До настоящего времени О.н.т. сохраняет качественный характер и основывается главным образом на неформальных предпочтениях, разделяемых самими науч. работниками, однако наметившаяся в последние десятилетия тенденция к подчинению науч. сооб-ва контролю со стороны органов управления стимулировала разработку и попытки внедрения формализованных процедур оценки, основывающихся на использовании количественных показателей. Лит.: Монфор А.О. Методы оценки и стимулирования научного труда в США. М., 1979; Основы науковедения. М., 1985. С. 312-321; Татаринов Ю.Б. Проблемы оценки эффективности фундаментальных исследований: логико-методологические аспекты. М., 1986; Cole S., Cole J.R. Social stratification in science. N.Y., 1973; Caston J. Reward systems of British and American Science. Oxford, 1981. A.A. Игнатьев.
Российская социологическая энциклопедия. — М.: НОРМА-ИНФРА-М. Г.В. Осипов. 1999.