ОПИСАНИЕ И ОБЪЯСНЕНИЕ В СОЦИАЛЬНОМ ПОЗНАНИИ

ОПИСАНИЕ И ОБЪЯСНЕНИЕ В СОЦИАЛЬНОМ ПОЗНАНИИ
- взаимосвязанные функции соц. познания, осуществляемые на различ. его уровнях (эмпирич. и теоретич.). Описание представляет собой фиксацию рез-тов эмпирич. исследования в соответствующих терминах. В процессе описания данные наблюдения, эксперимента, измерения подвергаются определенному уплотнению, сжатию, упорядочению, в рез-те чего они подготавливаются к последующему объяснению. Описание не претендует на раскрытие сущности, установление закономерных связей объектов, оно ограничивается перечислением нек-рых свойств объектов, группировкой по их внешним признакам, установлением наблюдаемых зависимостей. Формы описания соц. объектов многообразны: различн. группировки, таблицы, графики вариационных рядов, средние величины и характеристики рассеяния значений признаков, коэффициенты корреляции или регрессии, социограммы и т. д. В описании соц. объектов все чаще используются средства статистики математической (см.). Вместе с тем сохраняют определенную ценность и "традиционные" описания различн. соц. действий, состояний сознания, явлений культуры т. д., в к-рых наряду с научн. понятиями широко используются средства обыденного языка (преимущество таких описаний заключается в том, что они воспроизводят многокрасочную картину соответствующих объектов). Внутренняя логика развития познания з целом предполагает переход от описания к объяснению, хотя в соц. познании это происходит не во всех случаях. Наиболее ценным является то описание, к-рое с самого начала испытало существенное влияние определенных теоретич. осноаний и стимулирует постановку вопросов для последующего объяснения объектов. Объяснение - это процесс раскрытия сущности объектов, охватывающий их структурные, функциональные, генетич., причинно-следственные связи и отношения, тенденции развития, к-рые отображаются в гипотезах, законах, теориях. Как правило, удовлетворительное объяснение сопровождается формулировкой новых законов и положений, способствует приращению теоретич. знания. В соц. познании объяснение, имея принципиальное сходство с естественнонаучн. объяснением, обладает и нек-рой спецификой. В частности, в раскрытии сущности соц. объектов труднее устанавливать строгие логич. связи между составными частями объяснения. Встречаются объяснения с использованием имплицитных законов при опоре на какие-то факторы или даже факты. Во многих объяснениях сущность объектов приходится опираться на несколько законов или объяснительных факторов, детализировать положения о конкретных условиях. Поведение и развитие соц. явлений детерминируются факторами, относящимися к обществ. отношениям, ин-там, коллективам и индивидам, к различн. сферам обществ. жизни, причем эти факторы находятся в субординации, составляют иерархию. Различн. уровни детерминации (см.) включают факторы, непосредственно обусловливающие объясняемые явления, и факторы, действующие лишь через ряд опосредствований, промежуточных звеньев. Кроме того, можно различать макросоциальные факторы, выступающие в качестве относительно устойчивых детерминант, и факторы-детерминанты относящиеся к конкретным соц. ситуациям. Своеобразный уровень объяснения образует использование соц.-психологич. фактора, что позволяет: учитывать свойства индивидов - участников соц. деятельности, на основе к-рой функционируют и развиваются соц. системы, ин-ты и т.д.; раскрывать механизм воздействия обществ. отношений, ценностей и норм на соц. поведение. В связи с широким распространением конкретных соц. исследований, имеющих дело прежде всего с наблюдаемыми или измеряемыми факторами детерминации, возрастает значение ме-тодологич. требования включать каждый объясняемый объект в широкий соц. контекст, раскрывать его обусловленность также и макросоциальными условиями (обществ. отношениями, ин-тами и т. д.) с охватом промежуточных уровней детерминации. При этом необходимо использовать посылки разных уровней соц. знания (напр., общих и специальных теорий, соц.-пси-хологической теории). Важнейшие критерии удовлетворительного объяснения в соц. науке - это выявление в конечном счете соц.-экономич. обусловленности объясняемых явлений; раскрытие сложных механизмов многоуровневой детерминации в единстве ее видов комбинированием различн. методов или типов объяснения (структурного, функционального, генетич., каузального и др.); преодоление уровня здравого смысла и критика ошибочных обыденных объяснений; раскрытие сущности объекта и в то же время осознание характера влияния собственных ценностных, идеологии, позиций на различн. стороны объяснительной деятельности. Качество объяснения в определенной мере зависит от того, насколько объективным, полным, содержательным является описание соц. фактов. Важное значение имеет для последующего объяснения, в свете каких практич. проблем дано описание. Вместе с тем такое описание контролируется и направляется целями и концептуальными средствами будущего объяснения. Система объяснений, конструируя и развивая теорию, участвует в обосновании программы, методики и техники эмпирич. исследования, форм описания его рез-тов. Совершенствование объяснительной процедуры благотворно сказывается не только на описании, но и на предсказании в соц. науке. От качества объяснения в соц. познании во многом зависит эффективность разрабатываемых в нем практич. рекомендаций. Именно на основе удовлетворительного объяснения можно разрабатывать реалистич. практич. рекомендации, учитывающие зависимость их осуществления от широкой системы факторов и принимающие во внимание вероятные последствия реализации того или иного нововведения, возникающие на различн. уровнях соц. реальности. Лит.: Рузавин Г.И. Научная теория. Логико-методологический анализ. М., 1978; Швырев B.C. Теоретическое и эмпирическое в научном познании. М., 1978; Статистические методы анализа информации в социологических исследованиях. М., 1979. Н.Г. Магомедов, B.C. Швырев


Российская социологическая энциклопедия. — М.: НОРМА-ИНФРА-М. . 1999.

Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "ОПИСАНИЕ И ОБЪЯСНЕНИЕ В СОЦИАЛЬНОМ ПОЗНАНИИ" в других словарях:

  • ОБЪЯСНЕНИЕ — одна из основных операций мышления. В широком смысле под О. понимается включение знания об определенном явлении в более объемлющий контекст общепринятого и достоверного знания. В философии науки О. трактуется как важнейшая процедура научного… …   Современная западная философия. Энциклопедический словарь

  • МЕТОД — (от греч. methodos путь, способ исследования, обучения, изложения) совокупность приемов и операций познания и практической деятельности; способ достижения определенных результатов в познании и практике. Применение того или иного М. определяется… …   Философская энциклопедия

  • ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ (гносеология) — составная часть рус. философской мысли на протяжении всей ее истории, значимость и удельный вес к рой возрастали но мере достижения последней более высоких ступеней зрелости. В качестве относительно самостоятельной области философского… …   Русская философия: словарь

  • Теория познания — (гносеология)    составная часть философии и рус. философской мысли на протяжении всей ее истории, значимость к рой возрастала по мере достижения последней более высоких ступеней зрелости. В качестве относительно самостоятельной области… …   Русская Философия. Энциклопедия

  • Соединённые Штаты Америки — (США)         (United States of America, USA).          I. Общие сведения          США государство в Северной Америке. Площадь 9,4 млн. км2. Население 216 млн. чел. (1976, оценка). Столица г. Вашингтон. В административном отношении территория США …   Большая советская энциклопедия

  • Аутизм — Детский аутизм …   Википедия

  • Медицина — I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… …   Медицинская энциклопедия

  • НАУКА — особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. Взаимодействует с др. видами познавательной деятельности: обыденным, художественным, религиозным, мифологическим …   Философская энциклопедия

  • КОГЕН — (Cohen) Герман (1842 1918) немецкий философ, основатель и виднейший представитель марбургской школы неокантианства. Основные работы: ‘Теория опыта Канта’ (1885), ‘Обоснование Кантом этики’ (1877), ‘Обоснование Кантом эстетики’ (1889), ‘Логика… …   История Философии: Энциклопедия

  • Пушкин, Александр Сергеевич — — родился 26 мая 1799 г. в Москве, на Немецкой улице в доме Скворцова; умер 29 января 1837 г. в Петербурге. Со стороны отца Пушкин принадлежал к старинному дворянскому роду, происходившему, по сказанию родословных, от выходца "из… …   Большая биографическая энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»