- ОБЩЕСТВО ТРАДИЦИОННОЕ
- - понятие, обозначающее совокупность об-в и обществ. укладов, стоящих на разных ступенях развития и не обладающих зрелым индустриальным комплексом. Первоначально употреблялось по отношению к архаическим обществ. укладам на докапиталистич. стадиях развития. В основе деления об-в на "традиционное" и "современное", или "индустриальное", лежит апология современного капитализма как "наивысшего" этапа в развитии человечества. Проблема О.т. в этом смысле понимается как проблема "модернизации" его структур, т. е. разрушения старых форм обществ. жизни и ускорения индустриального развития, приобщения к "зап. цивилизации". О противоположности "традиционного" и "современного" об-в в той или иной степени писали все крупнейшие зап. социологи - О. Конт, Г. Спенсер, Ф. Теннис, Э. Дюркгейм, М. Вебер; разработка проблем О.т. в современной социологии связана с именами Р. Редфилда, М. Леви, У. Ростоу, Д. Эптера, С. Эйзенштадта и Ф. Риггса. В своей классич. форме теории О.т. опирались на ярко выраженную дихотомию "примитивного" и "развитого" об-ва, причем критерии развитости сводились к параметрам, связанным в основном с уровнем технологии. В частности, У. Ростоу относил к традиционным об-ва, неспособные порождать и использовать технич. новшества, в к-рых существует предел росту производства продуктов на душу населения. М. Леви связывает существование О.т. с отсутствием специализации и дифференциации производственных и обществ. функций. Кризис прежних теорий О.т. привел к некрой модернизации установок теоретиков "модернизации", заставив их пересмотреть свои позиции по вопросу о "гомогенности" О.т. В настоящее время ведущими теориями О.т. являются теории "многомерных моделей" Ф. Риггса и Д. Эптера. Особенностью этих теорий является отказ от подчеркивания "цивилизаторской миссии" зап. технологии, признание неоднородности О.т., стремление найти новые критерии оценки "развитости" об-ва, в т. ч. учесть "человеческие", в основном психологич., факторы. Развитием классич. теорий О.т. являются также различн. теории "плюралистических" О.т., характеризующие его как культурно разнородное и социально разобщенное об-во, а также теория "патримониального об-ва" С. Эйзенштадта, описывающая О.т., в к-ром старые формы жизни разрушены, а новые соц.-политич. структуры пока не сложились. Лит.: Эволюция восточных обществ сим о и современного. М" 1984; Осипова О.А. Американская социология о традициях в странах Востока. М.: 1985. В.М. Иванов.
Российская социологическая энциклопедия. — М.: НОРМА-ИНФРА-М. Г.В. Осипов. 1999.