- НРАВСТВЕННОСТЬ
- - то же что и мораль. Большинство исследователей не различает этих понятий. Однако в прошлом и настоящем были и есть попытки их разграничения. Гегель, усматривая в морали и Н. две ступени развития "объективного духа" связывал первую с внутренней стороной воли человека (его личными убеждениями, мотивами поведения, целями, намерениями), вторую - с диалектич. единством всеобщей и единичной воль, проявляющихся в семье, "гражданском об-ве", гос-ве. В отечественной литературе встречаются разграничения такого рода: мораль - это известные нормы сознания, а Н. - их реализаций в поведении людей; мораль - форма внешне побуждения к определенному поведению и ш троля за ним, а Н. - форма внутреннего, личностного побуждения к нему и его оценки" мораль - вся сфера действия нравственных норм тогда как Н. - лишь то в ней, что воспринимается в качестве положительной ценности; мораль - подвижный, нежесткий кодекс правил для повседневного пользования, Н. же - высшая и неизменная инстанция над ними; мораль - оценочная сторона нравственного сознания (в отличие от познавательной его стороны, этики), Н. - все отражаемое этич. наукой целое и т. д. Наряду с еще не преодоленным разнобоем в употреблении понятий морали и Н. иногда наблюдается также нечеткость в необходимом разграничении понятий Н. (морали) и этики. Лит.: Дробницкий О.Г. Понятие морали. М., 1974; Титаренко А.И. Структуры нравственного сознания, М., 1974; Петропавловский Р.В. Диалектика прогресса и ее проявление в нравственности. М., 1978; Гусейнов А.А. Мораль//Общественное сознание и его формы. М., 1986; Что такое мораль. М., 1988; Общечеловеческое и классовости морали. М., 1990. Р.В. Петропавловский.
Российская социологическая энциклопедия. — М.: НОРМА-ИНФРА-М. Г.В. Осипов. 1999.