- МЕТОДЫ СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЕ (СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ ТЕСТ)
- - в узком смысле - методы исследования структуры межличностных отношений в малой соц. группе путем изучения выборов, сделанных членами группы по тем или иным социометрич. критериям. М.с. были предложены в 30-х гг. Я. (Дж.) Морено в рамках развиваемой им теории социометрии. Впоследствии, отделившись от теории, М.с. стали использоваться в качестве независимых методов. Включают специальные процедуры сбора первич. информации о выборах членов группы (прежде всего социометрич. опрос), способы представления (социограмма, социоматрица) и анализа этой информации. Дальнейшее развитие М.с. шло в разных направлениях. Во-первых, на основании численных экспериментов уточнялась интерпретация рез-тов, полученных с помощью М.с., определялись границы их применимости Во-вторых, создавались различ. модификации процедуры сбора данных, позволяющие расширить класс отношений, изучаемых с помощью М.с., и способы получения информации об этих отношениях. В частности, новые методы позволяют изучать не только эмоциональные межличностные, но и др. отношения между членами группы, а способы получения информации включают всё основные способы сбора данных, используемых в социологии (опрос, наблюдение, анализ документов и текстов). К таким модификациям относится, напр., "референтометрия", позволяющая выделять референтные группы, т. е. определять для каждого респондента тех членов группы мнение к-рых его в наибольшей степени интересует. Др. пример - методика "выбора в действии", суть к-рой заключается в том, что исследователь получает информацию о выборах членов группы путем наблюдения в реальной или специально сконструированной им экспериментальной ситуации (напр., при исследовании межличностных отношений школьников младших классов или дошкольников каждому ребенку вручают несколько открыток и просят подарить по одной открытке своим товарищам). В-третьих, совершенствовались способы анализа социометрич. данных, в частности использовались методы теории графов (см.) для конструирования и расчета социометрич. индексов, матричные методы выделения подгруппы и т. п. (см. Обработка данных социометрических). В-четвертых, расширялся класс объектов, отношения к-рых изучались с помощью социометрич. методов. Напр., М.с. использовались для изучения структур сложных организаций, отношений между семьями в селах и городских районах, изучения сетей цитирования в науч. публикациях и даже для анализа особенностей пьес различи. авторов (М.с. были использованы для оценки напряженности межличностных отношений героев пьесы). Развитие М.с. в указанных направлениях привело к формированию более широкого определения их назначения. Под М.с. в широком смысле понимаются методы исследования структуры отношений между соц. объектами. Из этого определения вытекает и основное ограничение области использования М.с: исследуемые соц. объекты (будь это малая группа, предприятие или организация) представляют собой нек-рую систему, изучение к-рой отнюдь не исчерпывается описанием структуры отношений между ее элементами. В частности, очевидно, что невозможно получить более или менее полное представление о коллективе и вообще о любой малой группе, исследуя лишь структуру межличностных отношений; изучение малых групп должно включать исследование групповых норм и ценностей, соц.-демографич. и др. характеристик группы, а также связей между различн. классами характеристик. Лит:. Морено Д.Л. Социометрия. М., 1958; Волков И.П. Социометрические методы в социально-психологических исследованиях. Л., 1970; Лекции по методике конкретных социальных исследований. М, 1972; Паниотто В.И. Структура межличностных отношений: методика и математические методы исследования. Киев, 1975; Коломинскнй Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск. 1976; Методы социальной психологии. Л., 1977; Ольшанский В.Б. Психологическое тестирование межличностных отношений//Психологическая диагностика. М., 1981; Кроник А.А. Межличностное оценивание в малых группах. Киев, 1982; Рабочая книга социолога. М., 1983; Ядов В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М., 1987; The Sociometry Reader. N.Y., 1960. В.И. Паниотто.
Российская социологическая энциклопедия. — М.: НОРМА-ИНФРА-М. Г.В. Осипов. 1999.