- МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ
- - основаны на трех способах получения информации о будущем. Во-первых, это экстраполяция в будущее наблюдаемых тенденций, закономерности развития к-рых в прошлом и настоящем достаточно хорошо известны (в предположении, что и на определенную перспективу эти тенденции сохранятся без существенных изменений). Во-вторых, это оценка возможного или желательного в будущем состояния того или иного явления (прежде всего экспертной оценки). В-третьих, это моделирование прогнозируемых явлений (понимая в данном случае под моделью всякое условное, упрощенное для удобства исследования, схематическое представление об объекте прогноза - упорядоченную совокупность показателей, сценарий возможного или желательного развития событий и т. д. вплоть до строго формализованных математич. моделей-уравнений). Все три способа выделяются условно, ибо образуют органич. единство: любая экстраполяция, логич. или статистич., представляет собой, по сути дела, прогнозную оценку и разновидность прогнозной модели. Любая прогнозная оценка - это прежде всего экстраполяция в том или ином модельном представлении, любая прогнозная модель заключает в себе экстраполяцию и оценку. Все методы прогнозирования (а их только в соц. прогнозировании выявлено теоретически или потенциально возможных свыше полутора сотен) представляют собой, по существу, различн. комбинации элементов перечисленных выше способов получения информации о будущем. Несколько методов относятся к общенаучным, напр., прогнозирование по аналогии (логич. экстраполяция), прогнозные оценки дедуктивного или индуктивного, аналитич. или синтетич. характера и т. д. Практически в арсенал М.с.п. входят все методы социология, исследований - изучение документальных источников и литературы, включенное и невключенное наблюдение, опросы населения и экспертов, эксперимент постановочный и эксперимент постфактум, моделирование схематич. и математическое. Многие методы относятся к меж- или интернаучным, применяемым в ряде научн. дисциплин, напр., методы регрессионного или факторного анализа, очных и заочных коллективных и индивидуальных опросов экспертов, простых и формализованных прогнозных сценариев и др. Нек-рые методы являются частнонаучн., т. е. относятся лишь к к.-л. одной научн. дисциплине - напр. опросы населения в социологии, проективные тесты в психологии и др. Согласно принятой классификации методов прогнозирования (охватывающей методы научно-технич. и соц.-экономич. прогнозирования, без учета специфики агро-, гидрометеорологических и ряда др. естественно-науч. прогнозов), все методы по степени формализации делятся на интуитивные (экспертные) и формализованные (фактографич.). Последние применяются только в тех случаях, когда величина периода упреждения прогноза укладывается в рамки эволюционного цикла прогнозируемого объекта, т. е. когда не ожидается никаких существенных, качеств, изменений в его развитии. Во всех остальных случаях, включая качеств, изменения или такую сложность объекта, при к-рой учесть влияние многих факторов практически невозможно, приходится полагаться на интуицию экспертов. Экспертной оценкой ограничиваются обычно и в наиболее простых случаях прогнозирования. Интуитивные М.с.п. делятся на группы индивидуальных и коллективных экспертных оценок. К первым относятся методы интервью, аналитич. докладных записок, написания прогнозного сценария и др. Ко вторым - методы анкетирования, обсуждения комиссией, "мозговых атак" (коллективной генерации идей) и др. Формализованные М.с.п. делятся на группы экстраполяционных, системно-структурных, ассоциативных методов и методов опережающей информации. К первым относятся методы наименьших квадратов, экспоненциального сглаживания, вероятностного моделирования и адаптивного сглаживания. Ко вторым - методы функ-ционально-иерархич. моделирования, морфоло-гич. анализа, сетевого моделирования, структурной аналогии, матричный метод. К третьим - методы имитационного моделирования и исто-рико-логич. анализа. К четвертым - методы анализа потоков публикаций, оценки значимости открытий, изобретений, нововведений, анализа патентной или аналогичной ей информации. Имеются и др. разновидности методов всех четырех групп. Кроме того, множество методов является по сути разновидностью перечисленных или их дальнейшей конкретизацией. Один или несколько М.с.п. составляют основу методики прогноза, к-рая сводится к пред-прогнозной ориентации (разработке программы исследования), построению исходной (базовой) модели, модели прогнозного фона, поисковой и нормативной прогнозных моделей, их верификации (проверке на достоверность), выработке рекомендаций для повышения эффективности управления соц. процессами на основе сопоставления данных прогнозного поиска и нормативов (см. Прогнозирование). Задача дальнейшего совершенствования М.с.п. составляет суть развития теории прогнозирования (еж. Прогностика). Лит.: Бестужев-Лада И.В. Основные этапы разработки прогнозов. (К комплексной методике социального про-гнозирования)//Социологич. исслед. 1982, № 1; см также лит. к ст. Прогнозирование, Прогностика. И.В. Бестужев-Лада.
Российская социологическая энциклопедия. — М.: НОРМА-ИНФРА-М. Г.В. Осипов. 1999.