- КОНФЛИКТ
- (от лат. conflictus - столкновение) - 1. В философии - категория, отражающая, стадию (фазу и форму) развития категории "противоречие", когда существующие в противоречии противоположности превращаются в крайние противоположности (полярность, антагонизм), достигая момента взаимоотрицания друг друга и снятия противоречия. 2. В обществ. науках (история, политология, социология, психология) - процесс развития и разрешения противоречивости целей, отношений и действий людей, детерминируемый объективными и субъективными причинами и протекающий в двух диалектически взаимосвязанных формах - противоречивых психологич. состояний (1) и открытых противоречивых действий сторон на индивидуальном и групповом уровнях (2). В теоретико-методологич. Плане в социологии и психологии существуют терминологические концептуальные трудности при построении содержательной дефиниции К. Условно можно выделить два широко распространенных концептуальных подхода к определению К.: первый ориентирован на актуальные действия, второй - на мотивы действия. Последователи первого подхода (Р. Мак и Р. Снайдер) ратуют за относительно узкое определение К., считая его частным видом соц. взаимодействия между участниками, имеющими взаимоисключающие или несовместимые ценности. При этом предлагается отграничить от К. другие, близкие к нему по содержанию явления (конкуренция, соперничество, соц. расколы, антагонистич. интересы, враждебность, противоречивые намерения, установки) и рассматривать их источниками, лежащими в основе К. Последователи второго подхода (Р. Дарендорф), решительно отвергая такое узкое определение К, предлагают включить в его дефиницию как противоречивые психологич. состояния так и различн. формы открытых столкновений (действий). Системный подход позволяет преодолеть концептуальные и терминологич. разногласия социологов и психологов в отношении содержательной дефиниции К. Положения отечественной социологии и психологии дают методология. ориентацию для отражения и учета системности К. в теории и практике исследований, что предполагает: во-первых, необходимость учета уровней анализа К. (социологич., соц.-психологич., индивидуального), к-рые отражают степень социальности К. в смысле его детерминированности объективными закономерностями и противоречиями; во-вторых, учета отраженности фундаментального признака К. - факта существования к.-л. формы противоречия; в-третьих, специфики самих структурных элементов К. (участники, причина и цель К., форма взаимодействия, физич. и соц. среда, рез-ты и последствия). Такая ориентация допускает в рамках единой теоретико-методологич. основы разработку различн. типологич. схем К, а также изучение как различн. форм противоречивых психологич. состояний (от неприязни, враждебности и агрессивности до несовместимости целей и интересов объективного и субъективного характера), так и видов противоречивых взаимодействий (от наиболее прямых, нерегулируемых с применением насилия до наиболее стабильных, жестко регулируемых соц. нормами). При этом необязательно, чтобы к.-л. из этих форм - состоянии или взаимодействий - с необходимостью присутсвовала во всех видах конфликтных явлений. Лит.: Здравомыслов А.Г. Социология конфликта М., 1994; Mack R.W., Snyder R.C. The analysis of social conflict toward an overview and synthesis//J. of conflict resolution. 1957. Vol. 2, №2; Dahrendorf R. Class and conflict in industrial society. Stanford, 1959; Fink C.F. Some conceptual.
Российская социологическая энциклопедия. — М.: НОРМА-ИНФРА-М. Г.В. Осипов. 1999.