КОНФЛИКТ СОЦИАЛЬНО-РОЛЕВОЙ

КОНФЛИКТ СОЦИАЛЬНО-РОЛЕВОЙ
- противоречие либо между нормативными структурами соц. ролей, либо между структурными элементами соц. роли. В сложно дифференцированном об-ве индивид выполняет требования не одной, а нескольких ролей, кроме того, сама конкретная роль, связанная с данной соц. ситуацией, чаще всего неоднородна. Значение этих положений становится ясным либо в случае, когда требования одной соц. роли противоречат, вступают в конфликт с требованиями др. соц. роли того же самого лица; либо тогда, когда подобное противоречие характеризует взаимоотношение отдельных элементов в пределах той же самойроли. Наряду с подобного рода внутриролевыми конфликтами важнейшее значение для характеристики об-ва имеют структурно-обусловленные межролевые конфликты, самые острые из к-рых принимают форму классовой борьбы. Взаимодействия между соц. ролями с т.зр. их нормативных структур строятся по принципу дополнительности и взаимности. Принцип дополнительности во взаимодействии соц. ролей означает, что связанное с ролью А конкой право по отношению к роли Б дополняется соответствующей этому праву обязанностью, предусмотренной в нормативной структуре роли Б (в свою очередь, обязанность по отношению к роли А, вытекающая из требований роли Б, дополняется соответствующим правом, предусмотренным ролью А). В соответствии же с принципом взаимности право, предусмотренное ролью Б в отношении роли А, предполагает одновременно и обязанность Б по отношению к А. Точно так же обязанность, вытекающая из требований роли А в отношении роли Б, предполагает одновременно и право А в отношении Б. Т.обр., дополнительность в отношениях между соц. ролями означает, что право одного (носителя соц. роли) есть обязанность другого. Взаимность же в этих отношениях означает, что каждый носитель сое роли обладает правами и обязанностями в отношении др. Решающим признаком наличия взаимодействия между людьми является возможность предвидения и предсказания поведения своего контрагента в определенной ситуации. В силу этого человек может (или не может) рассчитывать на определенное поведение др. лица и соответственно координировать свои действия с действиями этого лица. В свою очередь, решающим элементом предвидения является представление о цели действия др. лица в соответствующей ситуации и об избираемых при этом средствах Цели и средства - основные элементы, из к-рых слагается поведение. Конфликт ролей возникает в ситуации, когда одна из воспринятых соц. ролей и обязательства, вытекающие из этой роли, вступают в противоречие с правилами поведения, связанными с разделяемой тем же лицом соц. ролью ино характера. Поведение лица в условиях меясролевот конфликта может выступать в следующих трех формах. 1. Принципиально правомерное. Тякое поведение характеризуется моральной ориентацией, субъект оценивает предъявляемые ему требования как законные, справедливые, оправданные. Он поступает соответствующим образом, отвергая незаконные альтернативы, независимо от наличия или отсутствия соответствующих санкций. В случае, если оба типа конфликтующих требований субъект расценивает как законные и оправданные, он ищет компромисса, возможности их примирения, с тем чтобы посильно выполнить все требования. Если предъявляемые требования противоречивы и неправомерны, субъект отвергает такие требования, избегает принятия решения. 2. Утилитарно-целесообразное. Такое поведение ориентировано на санкции и строится так, чтобы минимизировать вероятность их применения. Если требования соц. ролей недостаточно подкреплены санкциями, поведение становится неструктурированным, непредсказуемым. Законность (справедливость, правильность) ролевых ожиданий в расчет не принимается, хотя (при прочих равных условиях) может повлиять на поведение. 3. Смешанное (утилитарно-правомерное). Ориентировано в равной мере и на законность требований соц. роли, и на ожидаемые санкции. Если законность и санкции на одной стороне - поведение строится соответственно. Если законность и санкция разделены - поведение строится на сохранении баланса между ними. В существенной мере исход ролевого конфликта зависит от степени ориентированности поведения на требования либо формальных, либо неформальных соц. ролей. В системе формальных соц. ролей прежде зсего находят свое воплощение отношения власти, формальной (законной, официальной) структуры об-ва. Вне формальной системы соц. ролей немыслимо упорядоченное взаимодействие индивидов в рамках об-ва и гос-ва. Здесь взаимодействия индивидов заранее предопределены такой системой. Одновременно с этим в об-ве складывается и воспроизводится разветвленная система неформальных ролей, основанных на отношениях родства, участия в общих соц. группах, многочисленных видах неформальных спонтанных взаимодействий. Отсюда видно, что если система формальных соц. ролей существует по необходимости, то формальные соц. роли возникают на основе согласия. В идеальном случае формальные и неформальные роли соответствуют друг другу указанным выше параметрам дополнительней и взаимности. По мере нарушения этих принципов взаимодействия требования формальных и неформальных соц. ролей могут вступать между собой в конфликт. Исход такого конфликта может быть также различн. и выражаться в следующих разновидностях поведения. Формально ориентированное поведение. Конфликт решается исключительно в пользу требований формальной соц. роли. Это обеспечивает реализацию властно-государственных отношений, исключает учет требований неформальных ролей и структур. Такое поведение соответствует стабилизации формальной структуры, но может ослабить роль согласия в соц. взаимодействиях, а в ряде случаев - препятствовать своевременной оценке устаревших или неэффективных элементов самой формальной структуры. Исключительно неформальная ориентация поведения, в значительной части полностью игнорирующего требования формальных ролей. В крайнем случае ведет к соц. отклонениям, нарушениям законности, протекционизму, коррупции и преступности. Смешанный тип поведения, взвешивающий требования и формальных и неформальных ролей по очерченным выше параметрам законности и целесообразности. В качестве общего правила можно отметить, что большинство соц. ролей данного об-ва воплощает господствующую систему обществ. отношений, его идеологич., политич., правовых и моральных норм (формальные и неформальные роли не противоречат друг другу). Соблюдение любых требований не может быть обеспечено лишь принуждением, оно (в большей или меньшей степени) основывается на согласии господствующего большинства с требованиями соц. ролей. По мере ослабления согласия, единства в отношении ролевых требований и ожиданий неизбежно возрастает функция принуждения. В этой ситуации самопроизвольное отождествление с соц. ролью затрудняется (ибо ослаблено согласие по поводу ее требований) и на смену отождествлению с ролью приходит отчуждение от нее. В этих условиях на смену самопроизвольному принятию роли и выполнению ее требований в силу согласия приходит расчетливое манипулирование ролью, ориентированное не на внутреннее усвоение ее требований, а только лишь на внешние негативные либо позитивные стимулы. Лит.: Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. М., 1994. A.M. Яковлев


Российская социологическая энциклопедия. — М.: НОРМА-ИНФРА-М. . 1999.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "КОНФЛИКТ СОЦИАЛЬНО-РОЛЕВОЙ" в других словарях:

  • КОНФЛИКТ РОЛЕВОЙ ПОДРОСТКОВ — – внутриролевой конфликт, психологическая специфика которого определяется возрастными особенностями развития подростков. Социальная специфика К. р. п. заключается не только в их маргинальном возрастном положении и ролевом статусе, но и в активном …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Роль — способ поведения людей, отвечающий принятым нормам и зависящий от их статуса в конкретной группе или социуме в целом. По сути дела, роль, будучи социальной функцией личности, является динамическим аспектом статуса. Понятие «роль» и понятие… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Игровые ситуации — один из методов активного обучения, отличающийся тем, что при его осуществлении используются некоторые, обычно один два, игровые принципы (из принципов активного обучения), реализация которых происходит в условиях свободной, не регламентированной …   Википедия

  • ДЕТСТВО — период от рождения до 11 12 лет, в течение которого ребенок не только растет и развивается физически, но и формируется его характер. Само существование детей в этот период зависит от родителей или взрослых, выполняющих роль родителей, и опыт этой …   Энциклопедия Кольера

  • Групповая динамика — [от греч. dynamis сила] а) весь комплекс интрагрупповых социально психологических процессов, феноменов, явлений, эффектов, раскрывающий психологическую природу существования малой группы, особенности ее жизнедеятельности, основные этапы ее… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • РОЛЬ (социальная роль) — (англ. role) социально нормированное поведение человека, занимающего определенное положение в группе (организации, обществе); к Р относятся также права и обязанности. Кроме того, Р. можно определить как формы поведения (действия), ожидаемые от… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Лермонтов — Михаил Юрьевич (1814 1841) поэт. Сын аристократки, вышедшей против воли родных замуж за бедного дворянина армейского «капитана в отставке». Мать Л. умерла в 1817, отец по бедности мог доставить ребенку лишь скромное воспитание. И бабушка Л. по… …   Литературная энциклопедия

  • СТАТУС —         (от лат. status состояние, положение) социальный, соотносительное положение (позиция) индивида или группы в социальной системе, определяемое по ряду признаков, специфичных для данной системы (экономических, профессиональных, этнических и… …   Философская энциклопедия

  • Я-концепция — (Я образ, Образ «Я») система представлений индивида о самом себе, осознаваемая, рефлексивная часть личности. Эти представления о себе самом в большей или меньшей степени осознаны и обладают относительной устойчивостью. Содержание 1 Термин 2… …   Википедия

  • Индустриальные субкультуры — (от лат. industria  деятельность, усердие, то же, что «промышленность») или урбанистические субкультуры  (англ. urbanization, от латинских слов urbanus городской, urbs город) современные молодёжные субкультуры[1][2][3]… …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»