- КОНСЕНСУС ПОЛИТИЧЕСКИЙ
- - обычно понимается как состояние согласия в отношении того или иного политич. курса в целом либо отдельных его аспектов. При этом подобное согласие не тождественно совместным действиям и вовсе не обязательно должно подразумевать сотрудничество в реализации соответствующих целей и задач. Сама степень согласия при консенсусе может быть различной, хотя подразумевается, что его должно разделять если и не преобладающее, то по крайней мере значительное большинство. Никогда не бывает так, чтобы консенсус включил в себя все 100% населения. Варьируя от проблемы к проблеме, степень консенсуса обычно бывает выше во взглядах на положения более общего, абстрактного характера (к примеру, на свободу слова) и заметно ослабевает по конкретным политич. и политико-экономич. вопросам. Впрочем, определить этот показатель с достаточной степенью точности всегда затруднительно, поскольку любой консенсус поддается только приблизительному вычленению, его границы чаще всего лишь слабо очерчены. Прочное утверждение понятия К.п. в поли-тологич. и социологич. литературе (особенно амер.) приходится на первые послевоенные десятилетия и непосредственно связано с рассмотрением проблемы стабильности политич. режимов, с оценками жизнеспособности демократии, процессов. Примерно к этому же времени относится и разработка основных разновидностей концепции К.п. Согласно одной из них это согласие основано на фундаментальных принципах демократич. управления. Согласно другой - на передний план выдвигается приверженность к сложившимся и ставшим привычными моделям политич. поведения, считая это более важным, чем осознание и одобрение самих демократич. принципов. Нек-рые авторы придают особое значение фактору одобрения правительственной политики со стороны "ключевых" соц. групп. Имеется также трактовка консенсуса в демократич. об-ве как наличия устойчивой поддержки основных соц. групп, оказываемой ведущим политич. партиям и их программам, т. е. разным консенсусам, сосуществование к-рых регулируется отлаженным политич. механизмом. Тем самым понижается вероятность усиления соц. противоречий и политич. конфронтации. К.п. может рассматриваться и в несколько иных ракурсах. Так, ряд политологов склонен ограничивать его сферу одобрением политики правительства. Другие же, напротив, определяют его и в контексте соц. перспективы, достижения определенных целей в будущем. Составной частью в конкретные К.п., как правило, входит набор взглядов и представлений общечеловеческого характера (этич. установки, понятия о справедливости и т. п.). Весьма важными для поддержания К.п. признаются три обстоятельства. Во-первых, естественная готовность большинства населения следовать действующим законам, установлениям, нормам. Во-вторых, позитивное восприятие ин-тов, призванных претворять эти законы и установления в жизнь. И наконец, в-третьих, ощущение принадлежности к некой общности (к нации, напр.), что способствует определенному нивелированию роли различий (соц., региональных и т. п.). В то же время основательная прочность консенсуса в рамках отдельных групп может препятствовать складыванию консенсуса на межгрупповом уровне. Лит.: Буржуазное общество в поисках стабильности. М., 1990. Prothro J.W., Grigg C.W. Fundamental principles of democracy: Bases of agreement and disagreement// J. of Polit. 1960. Vol. 22. Willhoite F.H. Political order and consensus//West. Polit. Quart. 1963. Vol. 16; McClosky H. Consensus and ideology in American politics//Amer. Polit. Sci. Rev. 1964. Vol. 58. С.В. Михайлов
Российская социологическая энциклопедия. — М.: НОРМА-ИНФРА-М. Г.В. Осипов. 1999.