- КОМПЛЕКСНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ
- - один из принципов методологии применения математич. методов в социологии. Можно выделить два направления комплексного использования методов. последовательное (использование разных методов на разных этапах исследования) и параллельное (применение различн. методов одновременно, на одном и том же этапе). Потребность в последовательном использовании методов может вызываться следующими причинами: социологич. задачи сложны, направленные на их решение исследования многоэтапны, и на каждом этапе может использовать свой математич. метод (на этапе построения борки, при подготовке инструментария исследования при построении индексов, при изучении связей признаков и т. д.); при проверке условий применимости одного метода часто бывает возможным использование др. метода; то же можно сказать об этапе интерпретации рез-тов применения математич. метода. Необходимость параллельного применения зных методов также может вызываться раз-шми причинами: такой подход дает возможность сравнения моделей (предполагаемых каждым методом) с т.зр. их адекватности содержанию решаемой задачи; при совпадении рез-тов применения разных методов исследователь приобретает большую уверенность в том, что каждая построенная модель действительно в определенной степени отражает реальность; при различии рез-тов, полученных разными методами, исследователь получает возможность более глубоко проанализировать соотношение реальности и ее формальных моделей с целью корректировки последних; одновременное использование нескольких методов может способствовать преодолению узости, односторонности каждого из них; при использовании алгоритмов, позволяющих рассмотреть изучаемое явление с разных сторон, исследователь получает возможность более тщательно изучить действительность. Естественно, что разрабатывать подходы к комплексному использованию методов можно только на основе их сравнительного анализа, что должно базироваться на глубоком изучении каждого из них. Глубина эта в первую очередь должна проявляться в выделении "точек соприкосновения" социолога и математика (см. Гипотеза в процессе применения математического метода), в процессе реализации метода, напр., в тщательном продумывании шагов интерпретации, в попытках глубже оценить, что дает каждый метод в ходе решения стоящей перед социологом задачи. Др. условием, обеспечивающим возможность комплексного использования методов для решения задач того или иного класса, является выделение соответствующих классов задач (хотя такое выделение - процесс с обратными связями: с одной стороны, класс задач определяет то, какими методами входящие в него задачи можно решить, с другой стороны, круг рассматриваемых методов ограничивает множество задач, которые с их помощью решаются). См. также Анализ документов. Лит.: Типология и классификация в социологических исследованиях. М., 1982; Комплексное применение математических анализов методов в социологии. М., 1983; Интерпретация и анализ данных в социологических исследованиях. М., 1987; Толстова Ю. Н. Логика математического анализа социологических данных. М., 1991. Ю.Н. Телешова
Российская социологическая энциклопедия. — М.: НОРМА-ИНФРА-М. Г.В. Осипов. 1999.