КОММУНИКАЦИЯ

КОММУНИКАЦИЯ
(от лат. communicatio - сообщение, передача) - передача информации от одной системы к другой посредством специальных материальных носителей, сигналов. В человеческом об-ве К. осуществляется между индивидами, группами, организациями, гос-вами, культурами посредством знаковых систем (языков). К. между людьми происходит в форме общения как обмен целостными знаковыми образованиями (сообщениями), в к-рых отображены знания, мысли, идеи, ценностные отношения, эмоциональные состояния, программы деятельности общающихся сторон. Содержание и формы К. отражают обществ. отношения и историч. опыт людей. К. - необходимая предпосылка функционирования и развития всех соц. систем, т.к. обеспечивает связь между людьми, делает возможным накопление и передачу соц. опыта, разделение труда  и организацию совместнее деятельности, управление, трансляцию культуры. В процессе непосредственного общения между людьми К., неразрывно связанная с их психологич. взаимодействием, лишь в абстраккции может рассматриваться как самостоятельная информационная форма межличностного общения (см. Коммуникация межличностная). К. выделилась в самостоятельный объект соц. наук в связи с развитием технических средств передачи информации, особенно радио в 20-х гг. XX в. Использование технических средств и одновременно усложнение организационных условий передачи информации привели к уменьшению непосредственного взаимодействия общающихся сторон и к необходимости специального изучения закономерностей опосредствования информации в соц. системах. Развитию теории К. способствовало становление кибернетики, информатики, семиотики. Ведущую роль в социологич. исследовании проблем К. занимает социология массовой коммуникации  (см.). К. имеет специфику в разных сферах обществ. жизни и проявляется в разных формах. Однако можно выделить нечто общее во всех формах К. Уже Аристотель в "Риторике" заметил, что любое общение предполагает по крайней мере три элемента: говорящего, производимое им сообщение и того, кому это сообщение предназначено. Полное описание К. включает и докоммуникативную фазу, в к-рой происходит формирование целей и потребностей в обмене информацией и намечаются способы их реализации; затем собственно К., включающую создание, передачу и прием сообщения, и послекоммуникативную фазу, когда проявляются последствия (эффекты) К. и создается обратная связь,  Основными элементами К. являются субъекты К.: отправитель и получатель сообщения (коммуникатор и реципиент(ы)); средства К. (код, используемый для передачи информации в знаковой форме, канал, по к-рому передается закодированное сообщение от коммуникатора к реципиенту); предмет К. и отображающее его сообщение; эффект(ы) К., т. е. выраженные или в поведении, или во внутреннем состоянии, или в отношениях субъектов К. последствия коммуникативной деятельности.

В теории К. были представлены различи. структурные модели К., по-разному выделяющие как элементы К., так и связь между ними. Наибольшую известность и влияние долгое вр мя имела линейная модель К., сформулированная в 1948 г. амер. социологом Г.Д. Лассуэллом в виде следующих вопросов: "КТО - сообщает 2. по какому КАНАЛУ - КОМУ - с каким ЭФФЕКТОМ?" Эта формула стала основой традиционного деления предметных областей исследования К. на коммуникатора, содержание и средства К., аудиторию и эффекты воздействия. В формуле Лассуэлла выражен бихевиористский подход к К. как прямому воздействию сообщений коммуникатора на реципиента, к-рый выступает лишь в качестве объекта, реагирующего на воспринимаемую информацию. При таком альтернативном видении сущности К. на первый план выдвигается активность реципиента как равноправного субъекта коммуникативной деятельности. В рез-те первой попытки сформулировать эту позицию родилась интеракцио-нистская модель К., предложенная в 1953 г. Т. Нью-комбом. Субъекты К. здесь равноправны и связаны как взаимными ожиданиями и установками, так и общим интересом к предмету общения. К. рассматривается как реализация этого интереса с помощью передаваемых сообщений. Эффекты К. состоят в сближении или отдалении т.зр. коммуникатора и реципиента на общий предмет, что, в свою очередь, означает расширение или сужение их возможностей взаимопонимания и сотрудничества. Такой взгляд на К. ставил в центр внимания достижение согласия между субъектами К., установление равновесия в системе взаимных установок. Модели Лассуэлла и Ньюкомба использовались социологами и психологами для разработки приемов К. в целях рекламы, политич. пропаганды и т. д. Особенности процессов К. в группах, организациях и др. соц. системах требуют более сложных моделей. Необходимо учитывать влияние соц. ин-тов, прослеживать пути распространения сообщений, различн. уровни их воздействия. В кибернетич. модели К. включаются возможности обратной связи, а также барьеры коммуникации  (см.), возникающие на пути прохождения информации от коммуникатора к реципиенту. Представление о многоступенчатости К, о многих промежуточных коммуникативных ролях (лидеры мнений, связные, "вратари" и т. п.), о взаимодействии формальных и неформальных коммуникационных сетей характерно для исследования К. в социологии организаций. В социологии культуры уделяется большое внимание специфике кодов и влиянию каналов передачи вощений на их качество и характер восприятия. Роль технич. средств К. в распространении культуры и формировании личности является центральной темой как в критич. концепциях, разоблачающих отрицательные стороны культуры массовой (см.), так и в работах современных футурологов, предсказывающих наступление "технотронной эры" и "информационного об-ва". В современных исследованиях все шире применяются системные модели К., включающие информационные процессы в более широкий соц. контекст. Развивается деятельностный подход при изучении К., подчеркивается активность реципиента в этом процессе и обществ. обусловленность как содержания, так и формы К. Лит.: Социодинамика культуры. М., 1973; Соков-нин В.М. О природе человеческого общения. Фрунзе, 1974; Каган М.С. Мир общения. М., 1988; Дмитриев А.В., Латынов В.В. Социальная коммуникация//Социология. Основы общей теории (под ред. Осипова Г.В., Москвичева Л.Н.). М., 1996; Habermas J. The theory of communicative action. L., 1984. Vol. 12; McQuail D. Communication. L., 1984. М.Й. Лауристин


Российская социологическая энциклопедия. — М.: НОРМА-ИНФРА-М. . 1999.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "КОММУНИКАЦИЯ" в других словарях:

  • КОММУНИКАЦИЯ — в широком смысле передача сообщения, сообщение. У К. Ясперса проводится различие между «объективной» и «экзистенциальной» К. Объективная К. обусловлена любого рода общностью между людьми (общие интересы, общая культурная принадлежность и т.д.).… …   Философская энциклопедия

  • коммуникация — (от лат. communico делаю общим, связываю, общаюсь) смысловой аспект социального взаимодействия. Поскольку всякое индивидуальное действие осуществляется в условиях прямых или косвенных отношений с другими людьми, оно включает (наряду с физическим) …   Большая психологическая энциклопедия

  • КОММУНИКАЦИЯ — (лат. communicatio, от communis общий). Сообщение между двумя пунктами водным или сухим путем. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КОММУНИКАЦИЯ [лат. communicatio < communicare делать общим, связывать,… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Коммуникация — в широком смысле обмен информацией между индивидами через посредство общей системы символов. Коммуникация может осуществляться вербальными и невербальными средствами. Различают механистический и деятельностной подход к коммуникации. Коммуникация… …   Финансовый словарь

  • коммуникация — и, ж. КОММУНИКАЦИОН communication f., лат. communicatio > пол. komunicacyia. 1. Связь одного места с другим (первоначально во время войны, военных действий; путь сообщения. Сл. 18. Генерал граф Мерси намерился было пересечь коммуникацию между… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • коммуникация — диалог, общение; связь, средство сообщения; биокоммуникация, сообщение Словарь русских синонимов. коммуникация сущ., кол во синонимов: 10 • биокоммуникация (3) • …   Словарь синонимов

  • коммуникация — Управляемая передача информации между двумя или более лицами и (или) системами. [ГОСТ 7.0 99] коммуникация 1. Процесс обмена информацией в системе. 2. Термином «К.» определяют также совокупность технических средств, обеспечивающих… …   Справочник технического переводчика

  • Коммуникация —  Коммуникация  ♦ Сommunication    Обмен знаками, сообщениями и информацией между двумя или более индивидуумами. Сама по себе коммуникация не имеет никакого значения; важно ее содержание или результат. Глупость, разошедшаяся тиражом в тысячи… …   Философский словарь Спонвиля

  • КОММУНИКАЦИЯ — (латинское communicatio, от communico делаю общим, связываю, общаюсь), 1) путь сообщения, связь одного места с другим. 2) Общение, передача информации от человека к человеку специфическая форма взаимодействия людей в процессах их познавательно… …   Современная энциклопедия

  • КОММУНИКАЦИЯ — (лат. communicatio от communico делаю общим, связываю, общаюсь),1) путь сообщения, связь одного места с другим.2) Общение, передача информации от человека к человеку специфическая форма взаимодействия людей в процессах их познавательно трудовой… …   Большой Энциклопедический словарь

  • КОММУНИКАЦИЯ — процесс обмена информацией, контактная линия связи. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2 е изд., испр. М.: ИНФРА М. 479 с.. 1999 …   Экономический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»