- КАЧЕСТВО СОЦИАЛЬНОЕ
- - понятие, фиксирующее те или иные общественно определенные характеристики личности, соц. групп и классов, неотделимые от способа существования и деятельности историч. субъектов. Уже само понятие "личность" обозначает в социологии исторически сложившееся, социально обусловленное типологич. единство (качество) индивида. Поэтому личность - это конкретное выражение обществ. сущности человека, определенным образом реализованная интеграция в индивиде социально значимых черт и соц. отношений данного об-ва. Термин "личность" образовался от латинских слов "persona" (маска актера, роль, положение, значение, лицо) и "personare" (говорить через). Т. обр., раньше он обозначал стилизованную маску актера. Поэтому в нек-ром смысле все люди носят "соц. маски". Долгие годы люди обучаются тому, как стать человеком среди людей, соблюдать определенные нормы, правила, ролевые предписания. В том смысле слово "личность" и обозначает совокупность таких К.с. (выражающихся в нек-рых стереотипах поведения), к-рые индивид демонстрирует перед "аудиторией". Причем если психологи больше изучают "актера" самого по себе, т.е. его внутренний мир, то социологов интересует др. сторона - его обществ., социально обусловленные роли и деятельность в мире людей. Итак, личность - продукт обществ. развития, и в этом плане главное в ней - ее соц. качество. Личностным проявлением индивида выступает осуществляемая им соц. деятельность, т. е. совокупность действий в различн. сферах и на разных уровнях организации социальной (см.) об-ва. В процессе такой деятельности каждый индивид преследует определенные соц. цели и интересы, при этом во имя достижения их он использует самые разнообразные средства - экономич., соц., политич. и идеологич. К.с. не сводятся к индивидуальным качествам, какими бы сложными они ни были сами по себе. Для психолога индивидуальность обозначает совокупность унаследованных и выработанных в процессе онтогенеза физич. и психич. черт, отличающих данного человека от всех др. Иными словами, речь идет о качествах индивидуально неповторимых, но не о К.с. обществ. существа. Известно, что характер воспитательной деятельности, т. е. приобретения новых качеств и развития способностей, генетически восходит к подобного рода деятельности животных. Эволюционные предшественники К.с. личности - это формы унаследованного биологич. поведения, т. е. такие психологич. конструкции, к-рые частично используются при последующем генезисе социального. К ним относятся необходимость пребывания животного в группе, умение подчиняться "нормам" поведения, т. е. способность к самоограничению, перенос формы родительских отношений на чужих детенышей и слабых особей, преодоление "зоопсихологич. индивидуализма" под давлением потребностей сооб-ва. Высокоразвитые приматы (напр., обезьяны), выросшие в изоляции от взрослых особей и не перенявшие от них необходимый опыт общения, оказываются совершенно неприспособленными к жизни в сооб-ве себе подобных. Однако биогенетич. родство К.с. человека, приобретенных им в общении с др. людьми и в процессе социализации, с нек-рыми "шаблонами" оперантного поведения животных, сложившимися в рез-те слияния наследственных и прижизненных свойств через механизм иммунитета, подражания и т. д., еще не свидетельствует об их содержательном сходстве или тождественности. Каким бы обстоятельным или исчерпывающим ни было сравнение высших приматов с человеческим существом и какие бы убедительные примеры в подтверждение этого ни приводились (скажем, о сходстве орудийной деятельности человека и животного, о сходстве опосредствованных, ритуально стилизованных форм поведения и т. п.) - все это не позволяет объяснить совершенно новый этап развития - появление К.с. человека. Природные силы человека, особенно высшие формы психики, наполняются соц. содержанием лишь тогда, когда они начинают выполнять определенные соц. функции. Социологию интересует прежде всего личность в процессе ее соц. деятельности, к-рая разворачивается в особой системе координат - соц. отношениях и соц.-ролевых предписаниях. Отсюда и необходимость выделения соц.-типично-го, т. е. общего качества, повторяющегося, устойчивого в поведении различн. групп и общностей людей - иными словами, К.с, характеризующего обществ. отношения и основные тенденции их развития. Лит.: Становление нового качества в развитии общества. М., 1968; Харин Ю.А. Категории социальной диалектики. М., 1979; Велик А.П. Социальная форма движения: явления и сущность. М., 1982; Диалектика современного общественного развития. М., 1985; Проблема человека в западной философии. М., 1988; Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990. А.И. Кравченко
Российская социологическая энциклопедия. — М.: НОРМА-ИНФРА-М. Г.В. Осипов. 1999.