ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ ЗАПАДНОЙ

ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ ЗАПАДНОЙ
- история становления и развития социологич. знания в США и Зап. Европе, формировавшегося в процессе борьбы осн. социологич. ориентации, направлений и школ. Социология прошла длительный и сложный путь - от безуспешных попыток стать универсальной областью знания о человеч. об-ве до более трезвого осознания своих предметных границ. Название этой науки дал О. Конт, провозгласивший необходимость создания С. как самостоятельной научной дисциплины. Позитивизм Конта (см. Позитивизм в социологии), ограничивая возможности теоретич. мышления, содержал в зародыше все те элементы, к-рые в дальнейшем обусловили переход зап. социологов к описательному эмпиризму. В то же время Конт во многом содействовал обретению социологией своего предмета и своего места среди др. обществ. наук. Г. Спенсер создал опред. предпосылки для понимания об-ва как "живой системы". Однако законы "соц. эволюции", сформулированные Спенсером, не были законами развития в полном смысле этого слова: методология, всецело основанная на аналогии об-ва с биологич. организмом, не давала возможности понять истинную сущность и специфику соц. развития. Тем не менее мн. ошибочные идеи Спенсера были возведены в абсолют такими социологами, как П.Ф. Лилиенфельд, Д. Фиске и др. Из др. социологич. ориентации и школ второй половины XIX - нач. XX вв. отметим географич. (Г. Бокль и др.), утверждавшую решающую роль географич. среды в истории; механистическую (Г. Кэри, Г. Скотт и др.), считавшую, что в основе об-ва лежат законы механики; технократическую (Т. Веблен), провозгласившую культ технич. элиты, и др. Возникновение этих школ отражало опред. этап в развитии зап. социологии после Конта и Спенсера, т. е. тот период, когда социология еще не определила предмет своего исследования и в значит с ни сливалась с обществоведением в целом. Прослеживая дальше процесс становле социологии как науки, необходимо уделить внимание именам Л. Гумпловича, Г. Зиммеля и особенно Э. Дюркгейма и М. Вебера, создавших специфически-социологич. методы мышления и с ответствующие - социологич. же - категории. Всех этих мыслителей объединяет стремлен представить об-во в его специфич. сущности 2 сводимой к сумме его элементов или к простой совокупности индивидов, что позволило бы рассмотреть об-во как систему, вычленив его отдельные компоненты и сформулировав опрел законы функционирования. Л. Гумплович был первым в истории бурж соц. мысли, кто привлек внимание к тому факт, что социология - это прежде всего учение о соц. группах, играющих доминирующую роль в обществ. процессе; он же попытался сформулировать осн. законы их существования ("самосохранение" и "солидарность"). Определяя индивида лишь как "продукт группового опыта", Гумплович свел до минимума роль личности в истории. Рассматривая развитие об-ва с позиций биологизма, Гумплович, с одной стороны, примыкали органич. (см. Школа в социологии органическая} направлению в социологии, а с др. - к психологич. (см. Направление в социологии психологическое), поскольку объявлял соц. процесс соц.-психологич. процессом группового взаимодействия. Направление в развитии социологич. мысли, заложенное Гумпловичем, стало весьма влиятельным в начале XX в. Из числа его наиболее видных представителей следует назвать Л. Уорда, прямо заявлявшего о том, что силы обществ. - силы психические, а потому и социология должна иметь психологич. базис. Уорд интересен и тем, что своим протестом против преобладания соц. статики в известной мере содействовал последующим попыткам создать "генетическую социологию" (В. Парето и др.), хотя сама по себе его социология (определяемая им как соц. философия) еще носит по преимуществу функционалистский характер (см. Анализ функциональный в социологии). В этот период происходят серьезные изменения в проблематике социологич. теории, что связано с влиянием на нее соответствующих филос. концепций. Речь идет, прежде всего, о таком крупном представителе т.наз. "философии жизни", каким являлся нем. мыслитель В. Дильтей, к-рый отверг претензии О. Конта и Г. Спенсера к истолкованию соц. процессов в их единстве, к изучению об-ва как целого. Отождествляя предшествующую соц. мысль с псевдонаучной алхимией, Дильтей настаивал на том, что объектом социологич. исследования должна соц. группа, а место социологич. абстрактных метатеорий призваны занять теории сугубо специализированные. Именно по этому пути пошли такие амер. исследователи, как У. Самнер, считавший соц. неравенство нормальным состоянием об-ва и необходимым условием развития цивилизации; Смолл, пытавшийся создать теорию "соц. процесса" в целом; как создатель учения о "первич- и "вторичных" группах Ч. Кули; Ф. Гиддингс с его концепцией "себеподобного сознания" согласно к-рой какое-то существо признает другое сознание таким, какое оно есть у него самого); 3. Росс, вслед за Э. Дюркгеймом утверждавший, го разделение труда  и иерархическая организация - это отражение "соц. порядка"; Г. Одум, Томас, Р. Парк, Ч. Эллвуд. С опред. момента азвитие амер. социологии шло под знаком ослабления интереса к общей социологич. теории перехода к частным эмпирич. исследованиям. Сложней обстояло дело в западноевр. социологии конца XIX - нач. XX вв. Виднейший пред-гавитель ее в тот период - Э. Дюркгейм, буду-позитивистом, настаивал на необходимости полностью отделить от философии "положитель-социологич. науку, предметом исследова-ния к-рой должны быть исключительно "соц. факты", выступающие в виде обществ. учреждений, законов, установлений и т. д., и причинные зависимости между ними. Но природу соц. установлений Дюркгейм видел в "коллективных представлениях", последним же он - в духе объективного идеализма - приписывал самостоятельное существование. Развитие обществ. сознания им объявлялось осн. содержанием ис-торич. процесса, а степень обществ. солидарности - гл. критерием историч. процесса. При этом поведение личности,  по его мнению, целиком детерминируется степенью сплоченности об-ва. Впрочем, подобная т.зр. характерна для всей зап. социологии, в том числе и современной Дюрк-гейму американской (Ч. Кули, Дж.Г. Мид и др.). Труды Дюркгейма - долгое время считавшиеся непревзойденными, - образцы сугубо социологич. анализа. Характерно, что он отстаивал тезис о необходимости сочетания (поскольку они органически дополняют друг друга) функционального и каузального способов исследования и объяснения соц. действительности. Современником Дюркгейма был М. Вебер, хотя влияние, оказанное им на мировую социологию, обозначилось уже после его смерти. Методологич. позиция М. Вебера нашла выражение в его учении о типах идеальных (см.). Учение об идеальных типах Вебер соединял с методом идиографическим (см.), сводившим историч. законы к описанию специфических индивидуальных явлений. Эта сторона его учения сказала огромное влияние на эмпирич. социологию. Истолковав идеографич. метод в духе психологизма (см. Направление в социологии психологическое) и применив его для истолкования индивидуального человеч. поведения, Вебер заложил основы т.наз. социологии понимающей (см.). Тенденция интерпретировать об-во как систему функциональных связей укрепилась под воздействием веберовской концепции соц. действия. Но Вебер шел дальше функционализма (см. Анализ функциональный в социологии), пытаясь создать возможность для объяснения процесса развития (доказательством чего является, в частности, его классификация соц. действий). Вообще же для Вебера (и для всей классич. западной социологии) функциональный анализ  был лишь одним из принципов социологич. исследования, позволявшим - наряду с др. методами - объяснять генезис и преемственность различн. форм историч. процесса. Третья видная фигура "классического периода" западноевропейской социологии - Г. Зиммель, определявший социологию как науку о формах соц. процесса. Эти соц. формы (гос-во, церковь и т. д.) он рассматривал как рез-т самых различн. соц. отношений, интерпретируя их психологически. Главное внимание следует, по Зиммелю, сосредоточить на формах соц. взаимодействия, осн. рез-том развития к-рых стала дифференциация социальная  (см.) (естеств. отбор создает высшие и низшие соц. группы). Осн. идея Зиммеля нашла свое развитие, детализацию и конкретизацию, представ в виде целой системы социологии, - у Л. фон Визе. Опред. влияние на совр. зап. социологию оказали также К. Маннгейм - в первую очередь своим тезисом о том, что соц. обусловленность знания есть фактор, ограничивающий и извращающий это знание, - и В. Парето с его "законом кругового движения, возникновения и падения элит". В целом для западноевр. социологии предвоенного периода характерно внимание к "глобальным" проблемам и стремление вывести отсюда - на основе историч. фактов, а не данных конкретно-социологич. исследования - соответствующие "глобальные" или близкие к таковым закономерности. В период после второй мировой войны картина значительно изменилась: западная социология почти совсем отказалась от познания законов соц. развития и превратилась в науку о функционировании об-ва, ограничив свою задачу изучением соц. структур и функциональных связей. На смену методу сравнительно-историческому (см.), посредством к-рого западная классич. социология пыталась отыскать законы обществ. жизни, приходит структурно-функциональный анализ  (см. Анализ функциональный в социологии), требующий в кач-ве своей эмпирич. основы уже не материал соц. истории человечества, а рез-ты строго опред. конкретно-социологич. исследований (здесь, конечно, следует прежде всего выделить школу структурно-функционального анализа, представленную такими социологами, как Т. Парсонс и Р. Мертон). Интерес к общетеоретич. мысли падает, и социология (мы имеем в виду прежде всего американскую) расчленяется на целый ряд "автономных" социологий - городской и сельской жизни, социологию этнич. групп (Г. Джонсон, Р. Линд, Ф. Фро-зье и др.), социологию малых групп (Р. Парк, Ф. Трашер, Г. Гольдхамер, Э. Мэйо, К. Левин и др.), социологию семьи (С. Гамильтон, У. Гуд, К. Киркпатрик и др.). Оформление в 60-х гг. т.наз. "радикальной" (или "критической") социологии, ориентированной на различ. версии неомарксизма (см.), привело к изменению ситуации в западной социологии. Вновь была "реабилитирована" соц.-филос. проблематика, проблематика соц. развития и соц. конфликта и т. д. Дело, начатое "радикальной социологией", было продолжено социологией феноменологической (см.), экзистенциалистской социологией и др. социологич. направлениями, ориентирующимися на новые парадигмы, сформировавшиеся под влиянием модных филос. устремлений - феноменологии, экзистенциализма, критического рационализма и проч. Зап. социология являет картину "взвешенности" социологич. парадигм, из к-рых ни одна не может считаться безраздельно господствующей. В начале 70-х гг. эта ситуация самими бурж. социологами характеризовалась как кризисная (см. Кризис социологии). С середины 70-х гг. и в особенности в 80-х гг. зап. социологи предлагают различ. варианты выхода из кризиса, из к-рых ни один до сих пор не признан в кач-в

или менее общезначимого. О социологич. дигмах в современной зап. социологии см. Сциология западная. Лит.: Осипов Г.В. Современная буржуазная логия. М., 1964; Кон И.С. Позитивизм в социологии Лгш Андреева Г.М. Современная буржуазная эмпирическая циология. М., 1965; Беккер Г., Босков А. Современная Социологическая теория. М., 1961; Критика современной буржуазной теоретической социологии. М., 1977; Новые направления в социологической теории. М., 1978; История буржуазной социологии XIX - начала XX века. М, 1979- История буржуазной социологии первой половины XX века! М. Буржуазная социология на исходе XX века. М. 1986. временная западная социология. Словарь. М., 1990- Ист социологии в Западной Европе и США (под ред. Осипов ва Г.В.). М., 1993; Современная американская социология. Ы. 1994; Западно-европейская социология XIX века. Текст М., 1996; Западно-европейская социология XIX - начала XX веков. Тексты. М., 1996; Монсон П. Современная западная социология. С.-П, 1992; Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993; История социологии (под ред. Елсукова А.Н. и др.) Минск. 1993; Громов И., Мацкевич А., Семенов В. Западная социология. С.-П., 1997-История теоретической социологии. В 4-х т. (отв. ред. и сост Давыдов Ю.Н.). М., 1997 - 1998; Сорокин П. Социологические теории современности. М., 1992. Осипов Г.В. Становление и развитие социологии//Социология. Основы общей теории (под ред. Осипова Г.В., Москвичева Л.Н.). М., 1996. Г.В. Осипов


Российская социологическая энциклопедия. — М.: НОРМА-ИНФРА-М. . 1999.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ ЗАПАДНОЙ" в других словарях:

  • История социологии — История науки …   Википедия

  • История социологии в России — Зарождение социологии в России началось в середине XIX века. Сложные и обостряющиеся социальные проблемы развития страны стимулировали разработку социологической теории, которая к концу XIX века достигла уровня, не уступавшего европейскому.[1]… …   Википедия

  • История науки — История науки  это исследование феномена науки в его истории. Наука, в частности, представляет собой совокупность эмпирических, теоретических и практических знаний о Мире, полученных научным сообществом. Поскольку с одной стороны наука… …   Википедия

  • ИСТОРИЯ — временная последовательность мировых событий, создающих определенную действительность, а также запись в форме обычного временного следования одного события за другим (т.е. в форме хроники). Несмотря на то что человеку ближе всего история… …   Философская энциклопедия

  • ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ —         наука о развитии филос. знаний, борьбе основных материалистического и идеалистического направлений в философии, становлении и развитии науч. филос., диалектико материали стич. мировоззрения.         И. ф. как особая область исследования… …   Философская энциклопедия

  • ИСТОРИЯ КОНФЛИКТОЛОГИИ — – эволюция зарождения, становления и развития междисциплинарной отрасли знаний о конфликтах. Традиции накопления конфликтологических идей имеют многовековую историю. Еще в VII–IV вв. до н. э. лучшие умы человечества предлагали свое видение… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • История либерализма в России — «Свобода России» (Плакат кадетской партии 1917 г.) Либерализм …   Википедия

  • Россия. Русский язык и Русская литература: История русской литературы — История русской литературы для удобства обозрения основных явлений ее развития может быть разделена на три периода: I от первых памятников до татарского ига; II до конца XVII века; III до нашего времени. В действительности эти периоды резко не… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Педагогика Западной цивилизации — В 1 м тыс. до н. э. в древнегреч. полисах высокая полит. активность граждан, распространение свободомыслия и идей гносеологии, рационализма способствовали развитию философии и науч. представлений о мире. В 5 в. до н. э. софисты объявили человека… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Альтернативная история — (АИ)  жанр фантастики, посвящённый изображению реальности, которая могла бы быть, если бы история в один из своих переломных моментов (точек бифуркации, или точек развилки) пошла по другому пути. Не следует путать данный литературный жанр с… …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»