ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРИМЕНЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МЕТОДА

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРИМЕНЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МЕТОДА
- процесс приписывания содержательного смысла полученным в рез-те применения математич. метода формальным символам, выражениям, отношениям и т. д. Чтобы использование матема-тич. метода служило исследователю средством решения конкретной социологии, задачи, необходимо, чтобы интерпретацию можно было рассматривать как процесс такого решения на основе анализа модели изучаемого явления, построенной с помощью соответствующего алгоритма. А для этого необходимо соблюдение определенных методологич. принципов, к-рые должны быть "привязаны" к конкретным социологии, задачам (группам задач) и к конкретным математич. алгоритмам (группам алгоритмов). Укажем несколько общих принципов. При этом будем наз. первичной И.р.п.м.м. естественную, отвечающую методу интерпретацию идентифицированных в процессе его применения параметров предполагаемой методом модели. Так, в методе анализа регрессионного (см.) это - интерпретация коэффициентов уравнения регрессии как определенного рода оценок вкладов соответствующих предикторов (независимых переменных) в изменчивость зависимой переменной. Первым принципом И.р.п.м.м. - принципом согласования интерпретаций - наз. требование ее согласования с интерпретацией данных (см.). Этот принцип должен активно использоваться уже при первичной интерпретации, и здесь в первую очередь следует упомянуть о необходимости соблюдения формальных условий применимости метода. Так, первичная интерпретация коэффициентов уравнения регрессии возможна только при отсутствии корреляции между аргументами. Однако наиболее трудным, сопряженным с осуществлением контакта социолога и математика, является соблюдение того же принципа при дальнейшем анализе, при более глубоком проникновении в интересующее социолога явление. Приведем соответствующий пример реализации рассматриваемого принципа. Если мы с помощью определенного метода классификации (см. Методы классификации), направленного на поиск сгущений - "огурцов" в исходном признаковом пространстве, строим типологию интересующих нас объектов, то бессмысленно "интерпретировать" каждый получающийся класс как тип, характеризующийся соответствующими средними арифметич. значениями классификационных признаков. В соответствии с фактически используемой интерпретацией исходных данных (см. Интерпретация данных) полагаем, что искомые типы определяются закономерностями, обусловливающими вытянутый вид выделяемых классов, а отнюдь не средним уровнем рассматриваемых признаков. Для разных классов соответствующие средние арифметич. могут быть очень близкими, для одного класса вычисление "средних" может вообще стать некорректным из-за большой растянутости соответствующего классу сгущения точек в признаковом пространстве. Др. словами, вычисление "средних" становится бессмысленным, поскольку такая интерпретация рез-тов противоречит интерпретации исходных данных. Вторым принципом И.р.п.м.м. - принципом дополнения формализма - наз. требование, состоящее в том, чтобы в процессе такой интерпретации нашли выход содержательные соображения, не отразившиеся в интерпретации исходных данных. Реализация этого принципа - основная проблема, решение к-рой в значительной мере зависит от интуиции исследователя. Напр., оценивая рез-ты классификации респондентов по бюджетам времени, необходимо учесть, что сходство респондентов, как правило, определяется не только по их временным затратам, но и по "механизмам", формирующим тот или иной тип времяпрепровождения. Анализируя такие механизмы для респондентов каждого получившегося класса, можно разработать способы перестройки классификации в типологию, что и будет практической реализацией второго принципа. Реализация сформулированных принципов интерпретации при использовании очень многих методов анализа многомерного статистического (см.) является весьма непростым делом. Она требует как наличия четкой априорной социологич. модели изучаемого явления (к-рой часто социолог не имеет), так и достаточно глубокого анализа элементов используемого формализма, оценки каждого такого элемента с т.зр. "содержательных последствий" его использования (что обычно не удается сделать). Более того, упомянутые "содержательные последствия", если их и удается как-то сформулировать, часто оказываются отнюдь не теми, какие нужны социологу, не отвечают его представлениям о сути изучаемого процесса. В силу всех этих причин в последние годы в социологич. исследованиях все шире применяются методы, для к-рых указанные проблемы интерпретации сводятся к минимуму, почти ликвидируются вообще. Мы имеем в виду методы, ориентированные на решение сравнительно простых (с т.зр. возможности создания соответствующего формального аппарата), но всегда интересующих социолога задач, к-рые грубо можно охарактеризовать как задачи предсказания значений одних признаков по значениям других (см. Поиск взаимодействий, Анализ де-терминационный). Простота решения проблемы интерпретации при использовании этих методов достигается за счет очевидности интерпретации исходных данных и большой степени соответствия формальной модели изучаемого явления его содержательному пониманию, следствием чего является "прозрачность" интерпретации рез-тов, простота их "перевода" на содержательный язык. Лит.: Интерпретация и анализ данных  в социологических исследованиях. М., 1987; см. также лит. к ст. Анализ многомерный статистический, Интерпретация данных. Ю.Н. Толстова


Российская социологическая энциклопедия. — М.: НОРМА-ИНФРА-М. . 1999.

Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРИМЕНЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МЕТОДА" в других словарях:

  • АДЕКВАТНОСТЬ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МЕТОДА — 1. Степень соответствия формальной модели, предполагаемой методом, характеру изучаемого с его помощью социологич. явления. В силу известных трудностей с формализацией соц. закономерностей проблема А.м.м. в социологии стоит очень остро. Найти… …   Российская социологическая энциклопедия

  • МЕТОДОЛОГИЯ ПРИМЕНЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ — в социологии в социологии совокупность принципов. отражающих соотношение математич. формализма и моделируемого с его помощью фрагмента реальности и позволяющих использовать математич. аппарат как средство познания соц. явлений. Под методикой… …   Российская социологическая энциклопедия

  • Корреляция — (Correlation) Корреляция это статистическая взаимосвязь двух или нескольких случайных величин Понятие корреляции, виды корреляции, коэффициент корреляции, корреляционный анализ, корреляция цен, корреляция валютных пар на Форекс Содержание… …   Энциклопедия инвестора

  • АНАЛИЗ ДАННЫХ — 1. Совокупность действий, осуществляемых исследователем в процессе изучения полученных тем или иным образом данных с целью формирования определенных представлений о характере явления, описываемого этими данными. В процессе А.д. исследователь чаще …   Российская социологическая энциклопедия

  • ВЕРОЯТНОСТЬ — общенаучная и филос. категория, обозначающая количественную степень возможности появления массовых случайных событий при фиксированных условиях наблюдения, характеризующую устойчивость их относительных частот. В логике семантическая степень… …   Философская энциклопедия

  • Моделирование —         исследование объектов познания на их моделях (См. Модель); построение и изучение моделей реально существующих предметов и явлений (живых и неживых систем, инженерных конструкций, разнообразных процессов физических, химических,… …   Большая советская энциклопедия

  • Фидуциальный вывод — (от лат. fides: вера, доверие), как разновидность статистического вывода, был впервые предложен сэром Р. Э. Фишером. Фидуциальный вывод может быть интерпретирован как попытка вычислить обратную вероятность без привлечения априорного… …   Википедия

  • метод — метод: Метод косвенного измерения влажности веществ, основанный на зависимости диэлектрической проницаемости этих веществ от их влажности. Источник: РМГ 75 2004: Государственная система обеспечения еди …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • СССР. Естественные науки —         Математика          Научные исследования в области математики начали проводиться в России с 18 в., когда членами Петербургской АН стали Л. Эйлер, Д. Бернулли и другие западноевропейские учёные. По замыслу Петра I академики иностранцы… …   Большая советская энциклопедия

  • НАУКА — особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. Взаимодействует с др. видами познавательной деятельности: обыденным, художественным, религиозным, мифологическим …   Философская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»