- ИГРА ДЕЛОВАЯ
- - метод имитации совместной деятельности людей, используемый в обучении, принятии решений, проектировании, исследовании. Виды И.д.: управленч. производственные, экономич., исследовательские, учебные. Исторически И.д. связаны с военными играми, служившими для подготовки военных руководителей (шахматы, игры на картах, игры на "ящиках с песком"). Первая И.д. применительно к производственным организациям была проведена в СССР в 1932 г. и называлась "организационно-производственным испытанием". В 1956 г. в США была разработана первая игра с применением ЭВМ, ставшая началом использования имитационных И.д. в промышленности. В 60-70-е гг. развитие И.д. за рубежом пошло по пути усложнения содержания И.д., повышения их научно-технич. уровня, увеличения длительности, усложнения структуры, создания модификаций, увеличения числа участников, использования экстремальных ситуаций. Методич. материалы И.д. широко тиражируются и доступны для всех заинтересованных лиц. В СССР И.д. интенсивно развивались с начала 70-х гг. Создавались научно-методич. центры, лаборатории, кафедры, проводились конференции, школы-семинары. В начале 80-х гг. И.д. перешли в фазу формирования тематич. и учебных комплексов, комплексных систем активных методов обучения, единых программ развития И.д. в масштабах страны. По теоретич. основаниям можно выделить следующие подходы к И.д. Согласно системно-психологич. подходу И.д. примыкает к классу естественных игр (детских, спортивных, салонных) и одновременно является искусствен системой, предназначенной для изучения &, ционирования организации. Группа участ; рассматривается как соц. организм, действующий в экспериментальной ситуации. Игрг этом трактуется как деятельность ("упра имитационные игры"). Семиотич. подход состоит в выделении в И.д. синтаксиса (структуры игрьп семантики (интерпретации игры) и прагматики (разработки и использования игр). Нек-рые ав торы рассматривают игру как средство решения проблем коммуникации. Экономико-математич. подход заключается в акцентировании модельного характера И.д. (И.д. как имитационная модель) , математич. аппарата и колич. данных машинных средств обработки информации. Ocoбое внимание при этом уделяется теории имитационных систем, логич. моделированию интеллектуальных процессов, проблеме языков моделирования, рефлексивным процессам и нек-рым др Указанные и др. подходы к И.д. имеют ряд ограничений, вытекающих из теоретико-методо-логич. акцента на их имитационном характере. Так, И.д. ориентированы на рациональные действия участников, ограничены возможностями имитируемых объектов и ситуаций, ориентированы на действия в стандартных ситуациях. Однако, несмотря на отмеченные недостатки, Ид являются полезным инструментом решения ряда важных хозяйственных и соц. задач. Лит.: Бирштейн М.М. Опыт организационно-производственных испытаний//Легкая пром-сть. 1938, №3; Смолкин A.M. Активные методы обучения при экономической подготовке руководителей производства. М., 1976; Ефимов В.М.. Комаров В.Ф. Введение в управленческие имитационные игры. М., 1980. B.C. Дудченко.
Российская социологическая энциклопедия. — М.: НОРМА-ИНФРА-М. Г.В. Осипов. 1999.