- ЭКСПЕРИМЕНТ ЛАБОРАТОРНЫЙ
- - разновидность эксперимента, в к-ром экспериментальный фактор введен в действие в созданной исследователем ситуации. Этим резко повышается внутренняя валидность эксперимента - элиминируются случайные факторы, увеличиваются возможности более точной фиксации переменных, вся ситуация становится более управляемой и повторяемой. Но наряду с этими преимуществами возникают и многие недостатки: искусственно созданная ситуация оказывается часто слишком далекой от реальной соц. ситуации. Испытуемые знают, что они участвуют в эксперименте, что их реакции фиксируются и что одни из реакций "правильнее", чем другие; существенное воздействие на поведение испытуемых оказывает поведение экспериментатора и т. д. Одной из центральных проблем Э.л. является правильный инструктаж, введение в эксперимент. Целью последнего является достижение однозначного понимания содержания опыта, создание положительной настроенности к нему, а также маскировка истинной природы опыта. Существует ряд специальных методик для маскировки экспериментального фактора и основной гипотезы, для создания т. н. фиктивного контекста опыта. Такого рода методики должны помочь завуалировать как замысел эксперимента, так и всю процедуру опыта (ввод независимой переменной, фиксацию значений зависимой переменной); должны быть убедительными для испытуемых и помочь в создании положительной мотивации относительно участия в эксперименте. В целях достижения нейтральности в поведении экспериментатора рекомендуется, чтобы Э.л. провел человек, не знающий исходной гипотезы. Нежелательное влияние присутствия исследователя несколько меньше в ситуации сложной и эмоционально захватывающей игры (напр., в соц. имитационной игре). Несмотря на вышеописанные приемы, испытуемые постоянно осознают различие между поведением в экспериментальной ситуации и в реальной жизни. Возможности Э.л. выявить закономерности реального соц. поведения поэтому меньше, чем его возможности выявить устойчивые психич. особенности. Трудности в обеспечении внешней валидности рез-тов Э.л. указывают на необходимость их проверки повторными опытами и др. методами исследования. Лит.: Методы социальной психологии. Л., 1971; Алферов В.М., Бородкин Ф.М. Имитационные игры (лабораторный эксперимент)//Математическое моделирование в социологии (методы и задачи). Новосибирск, 1977. П.А. Вихалемм.
Российская социологическая энциклопедия. — М.: НОРМА-ИНФРА-М. Г.В. Осипов. 1999.