- ШКОЛА ПСИХОЛОГИИ НАРОДОВ
- - одно изпервых соц.-психологич. направлений, сложившееся в Германии в середине XIX в. Создатели - философ М. Лацарус (1824-1903), языковед X. Штейнталь (1823-1899). Основная идея: главная сила истории - народ, или "дух целого", выражающий себя в искусстве, религии, языке, мифах, обычаях и т. д. Индивидуальное сознание - продукт этого целого, звено в некоей соц.-психологич. связи. Задача психологии народов как отдельной науки - познать психологически сущность духа народа, открыть законы, по к-рым протекает духовная деятельность народов. Эти идеи были развиты и систематизированы В. Вундтом (1832-1920). В раннем варианте эта школа отстаивала субстанциальное существование "надындивидуальной души", подчиненной "надындивидуальной целостности", каковой является народ (нация). Теоретич. источники таких взглядов - филос. учение Гегеля о "нар. духе" и психология И. Ф. Гербарта. Вундт отказался от неопределенного понятия "дух целого" и придал психологии народов более реалистич. вид, предложив программу эмпирич. исследований языка, мифов и обычаев - своего рода социологию обыденного сознания. В его варианте психология народов - описательная наука, не претендующая на открытие и создание законов, но фиксирующая особенности "глубинных слоев" духовной жизни людей. В России идеи этой школы развивались в учении лингвиста А. А. Потебни (1835-1891). Она послужила отправной точкой для развития понимающей психологии В. Дильтея и Э. Шпрангера, а также франц. социологич. школы (см. Школа социологическая дюркгвймовская). Задавшись вопросом о природе социальности психология народов решала вопрос о соотношении индивидуального и соц. сознаний в пользу последнего. Согласно Штейнталю, все индивиды одного народа несут отпечаток особой природы данного народа как на своем теле, так и на своей душе. Воздействия "телесных влияний" на душу вызывают появление общих соц.-психологич. качеств у разных представителей одного народа, вследствие чего все они обладают одним и тем же "нар. духом". Это психологич. сходство индивидов проявляется в их самосознании. Природа его метафизична, и понимание ее затруднительно, возможно лишь описание его проявлений. Для Вундта народное сознание представляло собой "творческий синтез" индивидуальных сознаний, порождавший качественно новую реальность, обнаруживаемую в продуктах надындивидуальной деятельности. Постановка социологич. проблем и попытка их комплексного решения с привлечением психологии, этнографии, лингвистики и филологии относятся к заслугам этой школы.
Лит.: Вундт В. Введение в психологию. М., 1912; Ярошевский М.Г. Психология в XX столетии. М., 1974. Д.В. Ольшанский.
Российская социологическая энциклопедия. — М.: НОРМА-ИНФРА-М. Г.В. Осипов. 1999.