- ТОТАЛИТАРИЗМ
- - 1. Форма правления. 2. Концепция, призванная объяснить особый тип политич. системы (гос-ва) и политич. режима. Термин "Т." генетически восходит к понятию "тотальность" (от позднелатинского totalitis - полнота, целостность), разработанному в нем. философии XIX в., прежде всего Гегелем. Политич. значение этому термину придали теоретики фашизма Дж. Джентиле и А. Роско в Италии. В дальнейшем этот термин разрабатывался в нацистской Германии представителями "консервативной революции" и теоретиками фашистского гос-ва и об-ва (Э. Юнгер, К. Шмидт и др.), использовавшими для обоснования гитлеровского режима идеи "тотальной мобилизации", "тотального гос-ва", "тотальной воли к власти", "тотальной диктатуры". Однако, начиная с середины 30-х гг. XX в., противники фашизма, гл. обр. нем. эмигранты, в том числе представители школы франкфуртской (см.) (Т. Адороно, Э. Ледерер, Г. Маркузе, 3. Фромм и др.), создают аналитическо-критич.
концепцию Т., призванную вскрыть истоки, механизм и основные черты фашизма. Основными чертами фашизма являются: верховенство гос-ва, носящее тотальный характер; сосредоточение всей полноты гос.-политич. власти в руках вождя (фюрера, дуче и др.) партии, влекущее фактич. отстранение населения и рядовых членов партии от участия в формировании и деятельности гос. и партийных органов; абсолютный примат "об-ва" (нации, народной общности и т. п.) над индивидом; полное бесправие человека; подавление любой оппозиции и инакомыслия посредством систематич. и массового террора; широкая система принудительного труда; устранение всех политич. партий, кроме правящей, и автономии других обществ. организаций; сращивание партийного и гос. аппарата при монополии партии и одной определенной идеологии. Ликвидация основных демократич. прав и свобод граждан (включая не только традиционные политич. и экономич. права и свободы, но и такие, как свобода передвижения, выбора места жительства, выбора профессии, право занятия гос. должностей и др.) сопровождалась отказом от законности, упразднением народного представительства, федерализма и муниципального управления. В период холодной войны усилиями прежде всего X. Аренда, 3. Бжезинского, У. Корнхаузера, Р. Арона концепция Т. была распространена на коммунистич. систему. Различн. моделям Т. дихотомически противопоставляются плюралистические модели капитализма с помощью таких антитез, как абсолютизм - релятивизм; диктатура - демократия; манипулирование и конформизм - добровольное участие; принудительное единообразие - интегрированное многообразие; закрытое об-во - открытое об-во; концентрация власти - дисперсия власти. По мере универсализации свойств Т. его концепция имеет тенденцию к превращению в стереотип массового сознания, набор признаков, к-рые позволяют относить к числу тоталитарных столь различн. об-ва, как Спарта, Япония эпохи Токугавы, Франция периода якобинской диктатуры, Женева эпохи Ж. Кальвина и др. существовавшие и существующие страны и политич. режимы. Концепция Т. все чаще используется отечественными исследователями для объяснения и анализа советского об-ва и гос-ва сталинского периода. Одновременно леворадикальная критика на Западе обращает внимание на тоталитарно-авторитарные тенденции капитализма к установлению всеохватывающего контроля монополий и гос-ва над всеми сферами. Лит.: Авдеев Ю.И., Струнников В.Н. Буржуазное государство в период 1918-1939 годов. М., 1962; Галкин А.А. Германский фашизм. М., 1967; Давыдов Ю.Н. Критика социально-философских воззрений Франкфуртской школы. М., 1977; Тоталитаризм как исторический феномен. М., 1989; Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М., 1993; Джилас М. Лицо тоталитаризма. М., 1992; Тоталитаризм как исторический феномен. М., 1989; Linz J. Totalitarian and authoritarian regimes//Handbook of Political Science. Reading, Mass., 1975. Vol. 3; Skilling H.G. Interest groups and communist politics revisited//World Politics. 1983, № 1. B.B. Смирнов.
Российская социологическая энциклопедия. — М.: НОРМА-ИНФРА-М. Г.В. Осипов. 1999.