- СОЦИОЛОГИЯ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ
- - область социологии, предмет к-рой - закономерности массовых информационных процессов и деятельности соц. ин-тов, производящих и распространяющих массовую информацию. Исследования С.м.к. традиционно разделяются (исходя из структуры процесса массовой коммуникации) на исследования проблем коммуникатора, аудитории, содержания и проблем восприятия массовой информации, проблем изучения функционирования отдельных средств массовой коммуникации (печать, радио, телевидение, кино, рекламы), всей системы массовой информации в целом. Толчок к развитию С.м.к. в рамках социологии дало развитие радиовещания в 20-х гг. XX в. Рождение тоталитарных гос-в с их мощной системой массовой пропаганды сделало актуальными проблемы эффективности пропаганды и контрпропаганды. Поэтому основной задачей, к-рую решала С.м.к. в начальный период своего развития в 30-40-е гг., было изучение условий эффективного пропагандистского воздействия, а соответственно содержания пропаганды. С решением этой задачи связаны имена представителей амер. школы С.м.к. Г. Лассуэляа (см.), К. Хов-ланда. В тот же период складывался методический арсенал исследований массовой коммуникации: разрабатывались процедуры массового выборочного опроса и панельного исследования аудитории (П. Лазарсфельд), контент-анализа (Г. Лассуэлл и Б. Берельсон), экспериментов (К. Левин и К. Ховланд). В этих исследованиях эффективность коммуникации рассматривалась как прямое следствие единичного или повторяющегося пропагандистского воздействия и выяснились факторы, усиливающие или ослабляющие его. В 50-х гг. структурный функционализм внес изменения в теоретическую ориентацию С.м.к. в к-рой понятие эффективности было дополнено понятиями функции и дисфункции, а объектом исследования все больше становилась система соц. связей, в к-рых протекает и на к-рые влияет процесс массовой коммуникации. Влияние массовой коммуникации объяснялось не столько воздействием на установки или знания отдельных реципиентов, сколько расширением определенных институционализированных стандартов восприятия действительности, культурных норм, эталонов поведения. Объектом исследования наряду с пропагандой и рекламой все чаще становится взаимосвязь массовой коммуникации с культурой; популярными становятся различн. теории массовой культуры, от апологетич. до критических. Структурно-функциональная ориентация С.м.к. в 60-е гг. проявилась также в обилии теоретич. схем, раскрывающих системные связи как внутри процесса массовой коммуникации, так и между средствами массовой коммуникации. Одновременно отчетливо проявляется склонность теоретиков массовой коммуникации к замене обществ.-политич. анализа развития системы массовой коммуникации изучением ее технологич. факторов. Крайним проявлением технологич. детерминизма была концепция Г. М. Маклуэна о влиянии технич. способов коммуникации на всемирную историю. Острая критика позитивизма и структурного функционализма усилила влияние на С.м.к. марксистского подхода к явлениям. На этой почве возникает т. н. радикальное критич. направление С.м.к., во многом опирающееся также на работы представителей франкфуртской школы Т. Адорно и Ю. Хабермаса. Главным объектом критики становится манипуляция массовым сознанием, распространение идеологии средствами массовой коммуникации. Обостряется интерес к междунар. коммуникации, к глобальным проблемам распространения информации, к-рые рассматриваются исходя из концепции "культурного империализма" (X. Шиллер). В СССР социологич. исследования в области массовой коммуникации начались в 20-х гг. с изучения читательской аудитории газет и книг. Основными методами социологич. изучения ассовой коммуникации являются массовые анкетные опросы населения и аудиторий отдельных каналов, опросы коммуникаторов; работники редакций, авторов и внештатных корреспондентов, представителей издающих органов; широкое применение находит контент-анализ (см.) сообщений. В исследовании эффективности массовой коммуникации используются также экспериментальные методы. Лит.: Фирсов Б.М. Телевидение глазами социолога. М., 1971; Массовая информация в советском промышленном городе. М., 1980; Прохоров Е.П. Социология журналистики. 1981; Коробейников B.C. Редакция и аудитория: социол. анализ. М., 1983; Современные методы исследования средств массовой коммуникации. Таллинн, 1983; Эффективность средств массовой информации. Минск, 1986; Дмитриев А.В., Латынов В.В. Социальная коммуникация//Социология. Основы общей теории (под ред. Осипова Г.В., Москвичева Л.Н.). М., 1996. М.И. Лауристин.
Российская социологическая энциклопедия. — М.: НОРМА-ИНФРА-М. Г.В. Осипов. 1999.