- СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ
- - отрасль социологич. знания, изучающая соц. закономерности развития культуры, формы проявления этих закономерностей в человеческой деятельности, связанной с созданием, усвоением, сохранением и распространением идей, представлений, культурных норм и ценностей, образцов поведения, регулирующих отношения в об-ве, между об-вом и природой. Впервые понятие С.к. было введено в социологич. науку М. Адлером. Под предметом С.к. он понимал изучение соц. факторов становления и функционирования культурных ценностей и норм, их воздействие на об-во и соц. поведение человека. Однако в такой трактовке понятие С.к. не получило широкого распространения в западноевропейской социологии. Более того, оно сразу же стало объектом критики. Генетич. основа этой критики состояла в том, что в западноевропейской обществ.-политич. и филос. литературе понятия "об-во" и "культура" использовались, исключая нек-рые различия, как синонимы. Так, Л. Уайт считал, что социология не способна отделить культурное от социального. Социология, по Уайту, рассматривает культуру лишь как аспект соц. взаимосвязей, в то время как об-во есть функция культуры. Поэтому социология не может сделать культуру предметом соц. исследования как особого класса явлений. Главный аргумент критиков М. Адлера сводился к тому, что С.к. подменяет понятие "социология". Резко сузил предмет С.к. структурный функционализм. Структурный функционализм Т. Пар-сонса базируется на принципе культурного детерминизма, согласно к-рому культура является основой развития и функционирования всех сфер жизнедеятельности об-ва. В западноевропейской социология, литературе С.к. выступает собирательным понятием. К С.к. относятся социология кино, социология музыки, социология театра и т. д. Неоднозначность трактовки понятия "культура" обусловливает разнообразие подходов при социологич. ее изучении и в отечественной науке. В широком смысле С.к. не просто отрасль социологии, она охватывает всю проблематику обществ. жизни под своим, специфическим углом зрения. Культурное содержание можно выделить в сфере любой целенаправленной соц. деятельности человека: труде, быту, политике, здравоохранении и т. д., т. е. в соц. деятельности, направленной на максимальное развитие заложенных в человеке способностей, на реализацию его соц. целей. В узком смысле культура - относительно самостоятельная система, локализирующаяся в духовной сфере. При социологич. изучении культуры особое значение имеет ее аксиологич. аспект, выделение ценностного компонента, что позволяет объединить элементы культуры в систему, обеспечивающую их взаимосвязь на различн. иерархич. уровнях: об-ва в целом, соц. групп, личностей. Аксиологизация культуры связана с изначальным наделением ее положительными свойствами, акцентированием внимания не просто на уровне развития об-ва, но и на цели, ради к-рой применяются достижения, созданные человеческим умом и руками; применяются ли они в гуманистических целях, служат ли разностороннему развитию личности и т. д. Человек при этом рассматривается одновременно как объект и субъект культурного развития, а культура - как мера гуманизации и гармонизации об-ва и человека. Одна из важнейших задач С. к. - социологич. изучение интересов, предпочтений ориентаций как ступеней формирования ценностей, что создает широкую возможность для перехода от количественного анализа к качественному, для совершенствования методов измерения культурных явлений. И.Б. Орлова.
Российская социологическая энциклопедия. — М.: НОРМА-ИНФРА-М. Г.В. Осипов. 1999.