СОЦИОЛОГИЯ КИНО

СОЦИОЛОГИЯ КИНО
- отрасль социологич. знания. В узком смысле С.к. - сфера исследований, целью к-рых является изучение соц.-демографич. структуры кинопублики (пол, возраст, образование, соц. положение), частоты посещения кино, отношения зрителей к определенным фильмам, жанрам, темам и т. д. В широком смысле С.к. - исследование соц. факторов функционирования кино, оказывающих воздействие на его развитие. В этом случае объектом изучения социолога могут быть разные звенья кинематографического процесса - создание, функционирование, восприятие и воздействие кино. С.к. в широком смысле находится в стадии становления. История социологич. изучения кино - это история попыток сделать предметом социологич. изучения тот или иной аспект кино. Первые социологич. исследования кино, проводимые в России юристом А. Заком, представляют собой изучение реакций на фильмы детей и юношества. В 20-е гг. появилось много социологич тег рий, к-рые подчас трудно отделить от эстетиС и психологич. исследований. Напр., в работах А. В. Луначарского, Б. Балаша (Балажа) СМ Эй зенштейна, А. Топоркова, М. Левидова, Н. Ф Агаджановой и др. содержится много идей социологич. характера, сделаны попытки понять социологич., соц.-психологич. и психологич. закономерности функционирования, восприятия и воздействия кино. При этом, несмотря на отдельные позитивные стороны, С.к. 20-х гг. часто оказывалась под воздействием нек-рых ошибочных об-щесоциологич. и общепсихологич. теорий, вроде вульгарной социологии или рефлексологии. Уровень развития обществ. наук сказался и на становлении С.к. в 20-е гг. В связи с односторонним, исключительно гносеологич. подходом к искусству, сменившим в начале 30-х гг. т. н. вульгарную социологию, преобладающую в науке об искусстве 20-х гг., наука о кино до 60-х гг. в основном развивалась в рамках эстетики и искусствознания. Сложившаяся структура взаимодействия кино и публики в соц. контексте почти не исследовалась. Опросы зрителей не проводились. Социологич. вопросы обсуждались лишь в рамках киноведения и не имели самостоятельного значения. Изучение кино сосредоточивалось исключительно на творч. проблемах, обсуждаемых преимущественно в рамках монографий о деятелях кино. Из поля зрения исследователя выпадали проблемы функционирования, восприятия и воздействия фильмов. С 60-х гг. в связи с бурным развитием обществ. наук, с появлением целого ряда новых дисциплин (соц. психологии, семиотики, теории массовой коммуникации, теории культуры и т. д.) разработка С.к. вновь оказалась актуальнейшей проблемой. В С.к. изучаются: частота посещения кино разными соц.-демографич. группами, структура и динамика кинопублики, отношение разлита-соц.-демографич. групп населения к кино, моти вы посещения кино, причины выбора Фильл"; факторы прокатного успеха фильма, изменение структуры свободного времени и влияние на посещаемость кино, улучшение кинообслужива ния, взаимодействие кино и телевидения. В поле зрения социолога находятся стороны кинематографич. процесса, как творчество актера, режиссера, сценариста и т. д. на всех стадиях создания фильма. Однако в отличие от искусствоведа, социолог рассматривает эти стороны творчества под углом зрения ожиданий установок и потребностей публики. Параллельно успешному развитию прикладной социологии происходит разработка социологич. теории кино. Систематизация и осмысление сез-тов прикладных исследований, а также выявление точек соприкосновения С.к. с киноведением эстетикой, психологией, семиотикой кино и т. д. позволит занять этой науке свое место в комплексном исследовании кино. Ск. - развитое направление научн. исследований на Западе. Среди наиболее известных представителей западной С.к. можно назвать З.Кракауэра, Д. Прокопа, Ж. Дюрана, Э. Морена, Д. Джарви и др. На методологии социологич. изучения кино, применяемой в зарубежной С.к., лежит печать господствующих на Западе общесо-циологич. направлений (структурно-функционального метода, неопозитивизма и т. д.). Литп; Зак А. Кинематограф, книга и дети//Вестн. Европы. 1914, № 9; Левидов М. Человек и кино: эстетико-

социологический этюд. М., 1927; Трояновский А., Егиазаров Р. Изучение кинозрителя. М., 1928; Хренов Н. К проблеме социологии и психологии кино 20-х годов//Вопросы киноискусства. М., 1976. Вып. 17; Кино и зритель: Опыт социологического исследования. М., 1968; Социологические исследования кинематографа/ Под ред. З.Г. Круторога. М., 1973; Социологические исследования кинематографа/ Под ред. Б.Л. Польшиной. М., 1973; Жабский М. Кино и зритель 70-х годов. М., 1977. Н.А. Хренов.


Российская социологическая энциклопедия. — М.: НОРМА-ИНФРА-М. . 1999.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "СОЦИОЛОГИЯ КИНО" в других словарях:

  • Социология кино — социология кино, научная дисциплина, изучающая кино как социальный институт, то есть функционирование киноискусства в обществе (закономерности создания, распространения и восприятия фильмов), общественную потребность в кино и степень её… …   Кино: Энциклопедический словарь

  • Социология кино — изучает социальные проблемы кинематографа. Возникла в начале XX в. как реакция обществознания на острый интерес к кино различных социальных слоев, вызванный массовой природой кинозрелища. С. к. исследует такие вопросы: что есть кино как… …   Социологический справочник

  • СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ — отрасль социологич. знания, изучающая соц. закономерности развития культуры, формы проявления этих закономерностей в человеческой деятельности, связанной с созданием, усвоением, сохранением и распространением идей, представлений, культурных норм… …   Российская социологическая энциклопедия

  • Социология искусства — отрасль социологии, изучающая возникновение, функционирование и развитие искусства и основных его субъектов в системе общественных отношений, в конкретно историческом контексте. Своеобразие предмета С. и. состоит в особенностях «встроенностн»… …   Социологический справочник

  • Социология искусства — Sociology of art Социология искусства отрасль социологии изучающая: взаимодействие искусства и общества; структуры и функции различных социальных групп, включенных в сферу творческой деятельности. Социология искусства включает в себя социологию… …   Словарь бизнес-терминов

  • СОЦИОЛОГИЯ ИСКУССТВА — англ. sociology of art; нем. Kunstsoziologie. Отрасль социологии, изучающая взаимодействие искусства и общества, структуры и функции различных соц. групп, включенных в сферу творческой деятельности. С. и. включает в себя социологию кино, театра,… …   Энциклопедия социологии

  • Социология искусства —         смежная область социологии (См. Социология) и искусствознания (См. Искусствознание) (литературоведения (См. Литературоведение)), предмет которой социальные функции и зависимости искусства. В широком смысле С. и. исследование определённых… …   Большая советская энциклопедия

  • СОЦИОЛОГИЯ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ — область социологии, предмет к рой закономерности массовых информационных процессов и деятельности соц. ин тов, производящих и распространяющих массовую информацию. Исследования С.м.к. традиционно разделяются (исходя из структуры процесса массовой …   Российская социологическая энциклопедия

  • СОЦИОЛОГИЯ ИСКУССТВА — (sociology of art) область социологического анализа, направленного на объекты визуального искусства и иногда на музыку, театр, кино и литературу. В этом смысле ее потенциальный диапазон концепций и теорий весьма разнообразен: марксистский и… …   Большой толковый социологический словарь

  • СОЦИОЛОГИЯ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ — отрасль социологии, изучающая структуру, закономерности и эффективность деятельности систем массовой коммуникации (МК). Предмет исследования С. м. к. – функционирование систем МК, ее содержание, ее аудитории и каналы (печать, радио, телевидение,… …   Философская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»