СОЦИОЛОГИЯ ИСКУССТВА

СОЦИОЛОГИЯ ИСКУССТВА
- область социологии, связанная с изучением массовых процессов, происходящих на уровне связей профессионального искусства и других аспектов социокультурной жизни; институциализации искусства в рамках соц. структуры; структуры художественной культуры и искусства как ее профессиональной составляющей. Состоит из следующих разделов. 1. Массовые социокультурные процессы, обусловленные искусством. В этом разделе Си. осуществляется анализ количественного и качественного состава аудитории, публики, т. е. субъектов восприятия искусства, зрителей, читателей, слушателей, не являющихся профессиональными деятелями искусства. Рассматриваются распределения публики по интересам к различн. видам и жанрам искусства: по соц. классам и слоям; по соц.-демографическим характеристикам; по типам поселения. Такая информация дает основания для выдвижения и проверки гипотез о причинах предпочтения различн. слоями публики различн. видов, жанров, произведений искусства; о функциональных зависимостях между художественными предпочтениями и дифференцированными социокультурными характеристиками публики; о социокультурных последствиях распространения определенных видов, жанров, художественных направлений искусства. Получаемые с помощью таких исследований рез-ты имеют фундаментальное и прикладное значение. Фундаментальные аспекты связаны с решением проблем: формирования и динамики массовых предпочтений в сфере искусства; моды на виды, жанры, художественные направления в искусстве; динамики влиятельности искусства в обществе в соответствии с другими областями культуры - выявлением соц. факторов и механизмов, обусловливающих подобного рода феномены. Прикладные аспекты связаны с возможностью учитывать дифференциальные предпочтения публики в сфере искусства при разработке и реализации культурной политики различн. уровней. 2. Институциональный анализ искусства. Рассматриваются институциональные формы, в к-рых искусство существует в обществе. Речь идет об ин-тах, в рамках к-рых осуществляются создание произведений искусства, их распространение в обществе, подготовка профессиональных художников, объединение деятелей искусства по профессиональным интересам. Институциональные аспекты создания произведений искусства связаны с решением вопросов о статусе профессионального художника в об-ве, об отношения между художником и заказчиком, о соотношении понятий "соц. заказ" и "свобода творчеств" и т. д. Институционализация распространения произведений искусства в об-ве предполагает рассмотрение структурных единиц, в функции к-рых входит представление произведений искусства широкой общественности, т. е. таких учреждений культуры, как музеи и выставочные залы, филармонии, театры, библиотеки, кинотеатры; а также художественных рубрик в средствах массовой информации; официальных и неофициальных каналов распространения произведений искусства на уровне торговли и обмена между коллекционерами. Изучение ин-тов профессиональной подготовки художников подразумевает все ступени художественного образования в об-ве от начальной школы до высших профессиональных учебных заведений. Анализируются их структуры, содержание образовательных курсов, возможности апробации полученных профессиональных знаний и навыков. Рез-ты анализа оцениваются с точки зрения их соответствия целям подготовки художественной элиты или массового художественного образования. Получаемые с помощью таких исследований рез-ты могут иметь фундаментальное и прикладное значение. Фундаментальное значение связано с выявлением специфики институциональных процессов в сфере искусства по сравнению с другими специализированными областями культуры и ее обыденным уровнем; механизмов институционализации ценностей и норм художественной культуры, соц. отношений в сфере искусства и между искусством и более широким социокультурным контекстом. Прикладные возможности связаны с определением целесообразности и путей институционализации определенных процессов, происходящих в художественной культуре, с включением определенных институциональных структур в сферу культурной политики. 3. Структура художественной политики и место искусства в ней. В рамках этого раздела исследуются структурные составляющие худо жатвенной культуры от профессионального уровня создания (художники), распространения (работники учреждений культуры), интерпретации (художественная критика, искусствоведение) до тех слоев публики, к-рые реально или потенциально имеют (или могут иметь) регулярные контакты с искусством. Анализ структуры художественной культуры позволяет также выявить социокультурные формы, в к-рых существуют сооб-ва профессиональных деятелей искусства (художники, критики, искусствоведы), знатоков и любителей искусства, различн. слоев публики с разным уровнем художественной компетентности. В этом случае речь идет о выявлении соц. аспектов - стратификационных, демографических, региональных - структуры художественной культуры и влияния на форму и содержание происходящее в ее рамках процессов. Изучение структуры художественной культуры имеет фундаментальную и прикладную значимость. В фундаментальном отношении становятся понятными соц.-структурные основания существования художественной культуры как самотождественной социокультурной целостности и появляется возможность проследить изменения в композиции таких оснований, обусловленные соц.-динамическими факторами. В прикладном отношении появляются возможности на уровне культурной политики целенаправленно формировать художественную среду различн. степени соц. охвата. В С.и. применяется ряд методов, к-рые дают достоверную информацию, относящуюся к перечисленным темам и направлениям исследования. Во-первых, анализ данных  гос. и отраслевой статистики, позволяющий сделать первоначальную оценку распределения деятелей искусства и аудитории по таким значимым для изучения структуры и динамики искусства параметрам, как региональные, демографические, стратификационные; по стилям, видам и жанрам искусства. Во-вторых, массовые опросы,  к-рые позволяют выявить обществ. мнение в отношении различн. аспектов искусства. В-третьих, интервью и экспертные опросы, раскрывающие социокультурные основания, обусловливающие такого рода мнения и определяющие предпочтения в области искусства. В-четвертых, контент-анализ - семантический анализ произведений искусства, благодаря к-рому становится возможно выявить соц. факторы, обусловливающие их структуру и содержание в определенных социокультурных ситуациях. В-пятых, институционально-организационный анализ, устанавливающий организационные формы и институциональные структуры, в к-рых существуют феномены и определенных соц. условиях. Лит.: Вопросы социологии искусства. Л., 1980; Дрид-зе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. М., 1984; Моль А. Социодинамика культуры. М., 1973; Орлова Э.А. Современная городская культура и человек. М., 1987; Пэнто Р., Гравитц М. Методы социальных наук. М., 1972; Семиотика и искусствометрия. М., 1972; Социологические проблемы художественной культуры: теория, методология, конкретные исследования. Свердловск. 1976. Э.А. Орлова.


Российская социологическая энциклопедия. — М.: НОРМА-ИНФРА-М. . 1999.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "СОЦИОЛОГИЯ ИСКУССТВА" в других словарях:

  • Социология искусства — Sociology of art Социология искусства отрасль социологии изучающая: взаимодействие искусства и общества; структуры и функции различных социальных групп, включенных в сферу творческой деятельности. Социология искусства включает в себя социологию… …   Словарь бизнес-терминов

  • СОЦИОЛОГИЯ ИСКУССТВА — исследовательское направление, изучающее разнообразные формы взаимодействия искусства и общества, проблемы социального функционирования искусства. В качестве самостоятельной дисциплины С.и. складывается в сер. 19 в. В этот период происходит… …   Философская энциклопедия

  • СОЦИОЛОГИЯ ИСКУССТВА — англ. sociology of art; нем. Kunstsoziologie. Отрасль социологии, изучающая взаимодействие искусства и общества, структуры и функции различных соц. групп, включенных в сферу творческой деятельности. С. и. включает в себя социологию кино, театра,… …   Энциклопедия социологии

  • Социология искусства —         смежная область социологии (См. Социология) и искусствознания (См. Искусствознание) (литературоведения (См. Литературоведение)), предмет которой социальные функции и зависимости искусства. В широком смысле С. и. исследование определённых… …   Большая советская энциклопедия

  • Социология искусства — отрасль социологии, изучающая возникновение, функционирование и развитие искусства и основных его субъектов в системе общественных отношений, в конкретно историческом контексте. Своеобразие предмета С. и. состоит в особенностях «встроенностн»… …   Социологический справочник

  • СОЦИОЛОГИЯ ИСКУССТВА — (sociology of art) область социологического анализа, направленного на объекты визуального искусства и иногда на музыку, театр, кино и литературу. В этом смысле ее потенциальный диапазон концепций и теорий весьма разнообразен: марксистский и… …   Большой толковый социологический словарь

  • СОЦИОЛОГИЯ ИСКУССТВА — англ. sociology of art; нем. Kunstsoziologie. Отрасль социологии, изучающая взаимодействие искусства и общества, структуры и функции различных соц. групп, включенных в сферу творческой деятельности. С. и. включает в себя социологию кино, театра,… …   Толковый словарь по социологии

  • СОЦИОЛОГИЯ —         (франц. sociologie, букв. учение об обществе, от лат. societas общество и греч. слово, учение), наука об обществе как целостной системе и об отд. социальных институтах, процессах и группах, рассматриваемых в их связи с общественным целым …   Философская энциклопедия

  • ИСКУССТВА СОЦИОЛОГИЯ — см. СОЦИОЛОГИЯ ИСКУССТВА. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 …   Энциклопедия социологии

  • Социология музыки —         (франц. sociologie, букв. учение об обществе, от лат. societas общество и греч. logos слово, учение) наука о взаимодействии музыки и общества и влиянии конкретных форм её обществ. бытования на муз. творчество, исполнительство и публику. С …   Музыкальная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»