- САМОСОЗНАНИЕ
- - осознание индивидом своей физич., интеллектуальной, личностной специфики, нац. и профессиональной принадлежности, места в системе обществ. отношений. Правомерно также говорить об этич., классовом, профессиональном С. Сам термин "С." впервые был употреблен в древнеиндийском эпосе (в IX в. до н. э.). Как теоретич. концепция С. рассматривалось в рамках идеалистич. течений в древнеиндийской, древнекитайской, древнегреческой философии. Не исчезало, а принимало иные религиозные и метафизич. оттенки понятие С. и в период средневековья. В Новое время теория С. занимает значительное место в работах классиков нем. идеалистич. философии конца XVIII - нач. XIX вв.: Канта, Фихте, Гегеля. Взгляды философов-идеалистов становятся методологич. основой развития первых психологич. концепций С. (А. Пфендер, Т. Липпс - на Западе, Е. Бобров, Л. Лопатин - в России), в к-рых С. выступает как сверхвременная духовная субстанция, познать к-рую возможно только через интроспекцию. Проблема С, как и проблема сознания, комплексная. В зависимости от принадлежности С. индивиду, классу, нации и т. д., а также от аспекта изучения его содержания, оно может стать предметом исследования ряда смежных наук - философии, психологии, социологии, а также педагогики и этнографии. Наиболее разработана данная проблема в философии и психологии. Исследования отечественных философов и психологов стали важнейшей вехой в утверждении категории С, в ее действительной научной интерпретации. С, как и сознание, стало рассматриваться в рамках теории отражения. В психич. жизни индивида они неразрывны, хотя качественно своеобразны. В процессах сознания С. присутствует в форме осознания и отнесения акта сознания именно своему "Я", а процессы С. могут осуществляться только на основе осознания своей временно-пространственной принадлежности и отнесенности к внешнему миру. Если сознание ориентировано на объективный мир в целом, то объектом С. является субъективный мир личности. В С. она - и субъект, и объект познания. Исторически С. могло зародиться, так же как и сознание, только на основе обществ. взаимоотношений между людьми, в процессе создания продуктов труда. Опосредствованно познавая себя в труде и общении с другими, человек мог регулировать свои действия и поведение в системе обществ. взаимоотношений, изменяя их сообразно своим потребностям, психич. и физич. возможностям, соц. статусу. С. - развивающийся в онтогенезе процесс, связанный с общим развитием человека. Формируясь в деятельности, в действии, в поведении, оно реализуется также через внешние формы своего проявления. С. в структуре личности выступает стержневым звеном, участвует в регуляции всех форм ее активности, развития и саморазвития. Оно - необходимое условие сохранения тождественности личности, преемственности отдельных стадий ее развития, в нем отражается своеоразная история индивидуальности. С. - это единство трех компонентов: самопознания, эмоционально-ценностного отношения к себе и саморегулирования. Они представлены в любом реальном проявлении С. Самопознание - исходный момент и основа существования С, его рез-т - знание индивида о себе. Это знание связано с собственным отношением к нему самого индивида. В нем отражается степень ценности конкретного итога самопознания. Именно на этой основе и формируется эмоционально-ценностное отношение личности к себе. Обобщенные достижения в сфере самопознания и эмоционально-ценностного отношения к себе объединяются в особом образовании С. - в самооценке. Она становится внутренним механизмом саморегулирования действенно-волевой сферы С. Имплицитно присутствуя в структуре регуляции поведения, самооценка позволяет выбирать наиболее адекватные, оптимальные линии поведения, определяя его стиль и способы реагирования на поведение других, отношение к предполагаемой оценке своего поведения и т. д. Самооценка - динамичный рез-т процессов С. В ходе развития личности она становится глубже, более устойчивой, полнее охватывает ее психич. свойства, нравственные ценности, отношения и т. д. Однако самооценка не есть только отражение итогов самопознания и самоотношения, она включает всегда элементы прогноза, экстраполяции себя в будущее. Компонент будущего в самооценке - существенный момент саморегулирования, включенного в процессы самовоспитания, саморазвития личности. Саморегулирование поведения функционально осуществляется как двухуровневый процесс. Первый уровень - управление поведенч. актом на всех этапах его развертывания. Второй - действие самоконтроля, т. е. своеобразной обратной связи внутри процесса саморегулирования. Самоконтроль проявляется в непрерывном прослеживании всех звеньев поведенческого акта, их связи, последовательности внутренней логики. Это своеобразный "отчет" личности перед собой о соотнесенности цели действия, хода его выполнения, с усвоенной и принятой системой соц. эталонов. Самоконтроль дает возможность учитывать внешние и внутренние условия протекания действия и в случае неоо-ходимости изменять его, включать дополнительные усилия, актуализировать потенциальные резервы личности. Лит.: Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1946; Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. Чеснокова И.И. Проблема самосознания. М, 1977; Столин В.В. Самосознание личности. Общественное сознание и самосознание индивида. М., 1990. Бердяев Н.А. Самопознание (опыт философской автобиографии). М., 1990. И.И. Чеснокова.
Российская социологическая энциклопедия. — М.: НОРМА-ИНФРА-М. Г.В. Осипов. 1999.