- РЕШЕНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ
- - формально зафиксированный проект к.-л. изменения в организации, в осуществлении к-рого помимо субъекта решения участвуют и др. члены организации. Такое решение есть элемент отношений руководства - подчинения, т. е. принимается "за других" и выступает как фактор власти в организации. Принятие такого решения означает определение необходимости и цели предполагаемого изменения, а также включение его в систему организационных отношений; осуществление управленч. решения подразумевает наличие в нем плана, а затем и самой деятельности по достижению цели. В социологии за основу типологии управленч. решений могут быть приняты степень и возможность индивидуального вклада субъекта решения в содержание самого решения, что показывает степень влияния руководителя на организацию вообще. Или же, подходя с др. стороны, имеется в виду степень предопределенности, детерминированности содержания данного решения к.-л. организационными условиями, что может свидетельствовать о нек-рых границах воздействия руководителя на организацию. На этой основе выделяются следующие разновидности Р.у. 1) Решения, жестко детерминированные, на содержании к-рых индивидуальные особенности Руководителя не сказываются совершенно или сказываются незначительно. В этом случае личность субъекта решения как бы "не втягивается" в процесс его принятия, поскольку содержание решения предопределено организационными условиями (законом, инструкцией, распоряжением вышестоящей организации и т. д.). Такие решения могут быть двоякого рода: 1а) стандартизованные, рутинные решения (о выдаче очередной заработной платы, об увольнении рака после подачи им заявления, о выплате пособий по профзаболеваниям и пр.); 1б) производные, вторичные решения, т. е. принятые во исполнение, в развитие др. решений и неизбежно вытекающие из них (ранее принятых, "спущенных" извне и пр.). 2) Решения инициативные, т. е. не жестко детерминированные, содержание к-рых предполагает индивидуальный вклад субъекта решения. Диапазон колебаний при этом может быть значительным, что для организации имеет важные последствия. Здесь также можно выделить разновидности: 2а) решения ситуационные, имеющие преимущественно эпизодич. или локальный характер (поощрения, наказания, отдельные назначения и пр.); 2б) реорганизационные, т.е. направленные на изменение к.-л. элемента организации (перераспределение ресурсов, обработка новых задач, изменение административной структуры, капитальный ремонт и пр.). Такие решения в какой-то мере также детерминированы внешними условиями (технология, экономика и т. д.), предопределены, лимитированы организационными условиями, напр., требованиями технологии, экономикой и т. д. Для исследования управления именно последняя группа управленч. решений представляет основной интерес (тип 2б), т. к. эти решения включают в себя организационное проектирование и наиболее связаны с личным вкладом руководителя. Их удельный вес в общем объеме управленческих решений сравнительно невелик. По данным нек-рых наблюдений число изданных по ним приказов колеблется от 5 до 30 % от общего числа приказов. Замечено, что на их численности сказывается отраслевая специфика (в машиностроении их больше, чем в химической промышленности), стиль руководства, стабильность организации, ритмичность производства и др. условия. С социологич. т. зр. весьма существенным основанием для типологии решений является его ориентация на поддержание или развитие, изменение организационного порядка. Весьма значительным является также распределение решений по объему охватываемого ими организационного пространства (касается оно одного человека, бригады, участка, отдела, цеха, всего предприятия); по времени действия (разовые, долгосрочные, постоянно действующие), что указывает на степень временного контроля, на планирующую способность управления. Необходимо иметь в виду и то, что одни решения требуют более или менее длительного периода осуществления и определенных усилий для этого; осуществление др. является прямым следствием самого акта их издания (напр., назначить на должность, объявить благодарность и т. п.). В качестве критерия дифференциации решений можно принять фактор участия разных категорий работников в его принятии. В этом смысле выделяются два крайних "полюса": решения единоличные и решения групповые, между к-рыми существует континуум разных сочетаний того и др. (с учетом мнений специалистов, исполнителей, предоставления информации и права решения отдельным подчиненным и т. д.). Анализ Р.у. чрезвычайно информативен с т. зр. исследования механизмов и эффективности управления предприятием. Такой анализ дает представление о распределении управленч. усилий по разным внутриорганизационным вопросам, о способах их разрешения, о стиле руководства коллективом и т. п. В Р.у. фокусируются основные цели, интересы, противоречия, характерные для жизнедеятельности организации, соц. отношений внутри нее. Из методов исследования здесь предпочтительны анализ документов (текстов приказов, распоряжений, планов орг-техмероприятий, протоколов заседаний), фиксированное наблюдение (фотография рабочего дня руководителя, совещаний), экспертные оценки (определение эффективности решений, путей повышения их качества), интервью (выяснение особенностей поведения руководителей в ситуации принятия решений). Лит.: Тихомиров Ю.А. Управленческое решение. М., 1976; Пригожин А.И. Социология организаций. М., 1980; его же. Организации: системы и люди. М., 1983. AM. Пригожин.
Российская социологическая энциклопедия. — М.: НОРМА-ИНФРА-М. Г.В. Осипов. 1999.