- ПОЛИТИКА
- (от греч. politika - гос. или обществ. дела, от polis - город-гос-во), деятельность классов и иных соц. групп, связанная с определением содержания и форм, задач и функций гос-ва, а также его взаимоотношений с др. гос-вами. Посредством П. выражаются коренные интересы участвующих в ней субъектов (индивидов, коллективов), прежде всего интерес в овладении и распоряжении основными очагами публичной власти классового об-ва. Область П. представляет собой сложное многоаспектное образование. Институциональный механизм П. воплощается в политич. системе. Это комплекс соответствующих ин-тов (аппарат гос-ва, партии, различн. объединения, "задействованные" в П.), складывающиеся между данными ин-тами отношения и регулирующие эти отношения нормы. Динамизм П., реализующейся через политич. систему, находит выражение в политич. процессе - совокупной деятельности соц. субъектов, направленной на формирование, изменение, преобразование и функционирование политич. системы. Выделяют четыре стадии политического процесса: а) конституирование политич. системы, б) воспроизведение ее компонентов и признаков, в) принятие и исполнение политико-властных решений, г) контроль за функционированием и развитием политич. системы. Чрезвычайно важная грань П. - соотношение целей (стратегич., тактич.) и средств, используемых для их достижения. При оценке этого соотношения нужен точный учет того, насколько официально прокламируемые цели совпадают с фактическими, в какой степени употребляемые на деле средства адекватны поставленным целям, как сопрягаются (гармонично или конфликтно) во взаимодействии политич. целей и средств прагматич. и аксиологич. моменты. В таком контексте принципиальное значение приобретает, в частности, проблема корреляции П. и права, П. и нравственности, к-рые задают соответствующие определенные стандарты П. Поскольку сфера П. - специфич. соц. деятельность, постольку объяснение и понимание П. требуют анализа как ее внешних, пространственно-временных измерений, так и имманентных признаков (политич. интересов, политич. сознания и поведения, политич. культуры и т. д.). Причем объектами подобного рода анализа должны быть не только классовые об-ва в целом, но равным образом и отдельные конкретные классы, общности, группировки, индивиды, подвизающиеся в области П. С т. зр. охватываемого ею пространства в гос. П. есть две стороны: внутренняя и внешняя. Если первая ориентирована на разрешение внут-ригос. дел (экономич., соц., административных, идеологич. и пр.), то вторая - на регулирование отношений с внешним миром. Обе эти стороны органически связаны друг с другом, влияют одна на другую (при общей доминирующей роли в таком взаимодействии внутренней П.). Условие успешности П. - подход к ней одновременно как к предмету науки и как к предмету искусства. Этот подход предполагает наличие у субъектов политич. деятельности, во-первых, системы глубоких достоверных знаний об истоках и природе, законах и проявлениях П., во-вторых, высокого умения, навыков с пользой применять такие знания на практике. Лит.: Грамши А. Избранные произведения. М., 1980; Handbook of political science. Cambridge, 1975; Calvert P. Politics, power and revolution: An introduction to comparative politics. Brighton, 1983; Chevillier I. Elements danalyse politique. P., 1985; Weller B.U. Schliissel zur Politik. Diisseldorf, 1987. JI.C. Мамут.
Российская социологическая энциклопедия. — М.: НОРМА-ИНФРА-М. Г.В. Осипов. 1999.