- ПОЛИТИКА НАУЧНАЯ
- - деятельность, обеспечивающая интеграцию науки в систему политич. и экономич. ин-тов; форма осуществления гос. власти по отношению к институционализированному производству знания. В предмет П.н. включают определение целей, с достижением к-рых связывается проведение исследований и разработок или использование их рез-тов, распределение ресурсов (материально-технич., финансовых, кадровых, информационных), а также различн. формы контроля над осуществлением соответствующих решений. Как правило, совокупность подобных решений отличает определенная внутренняя направленность, поэтому П.н. нередко рассматривают и в чисто нормативном плане - как совокупность ценностных представлений, образцов поведения, принципов, проектов и ожиданий, связанных с воздействием гос. власти на производство или технологич. использование знания, форму идеального полагания его рез-тов. По своим функциям П.н. представляет механизм регулирования отношений между различн. профессиональными или иными группами, вовлеченными в производство знания, т. е. выступает предпосылкой поддержания определенных устойчивых форм обществ. разделения труда в данной сфере. В своих современных формах П.н. - рез-т достаточно длительного историч. развития, связанного с постепенным расширением объема и рационализацией средств контроля гос. власти над деятельностью научн. сообщества, конкретными формами его участия в производстве знания. Вплоть до середины XIX в. даже наиболее развитые страны проводили политику научно-технич. либерализма, когда производство знания направлено на достижение групповых или даже личных целей, а необходимые для него ресурсы поступают из частных источников при посредстве различн. форм патронажа, тогда как функции гос. власти сводятся к надзору за отношениями и процессами, формирующимися в значительной степени стихийно. В условиях перехода к рыночной экономике основополагающим принципом П.н. становятся так называемые академические свободы, т. е. формула сотрудничества между профессиональной элитой и правительственной бюрократией (важнейшими соц. группами, вовлеченными в производство знания), предусматривающая определенные универсальные формы обмена интеллектуальных достижений на экономич. ресурсы. Чисто политич. по своему происхождению формула академич. свобод послужила основанием для длительного ускоренного роста вложений в производство знания, а также поддержания соответствующих экономич. и соц. приоритетов, что на практике означало их превращение в "естественную" функцию гос-ва относительно науки и техники. В то же время стратегия экстенсивного развития науки оказалась сопряженной с рядом политич. и идеологич. издержек, по мере накопления к-рых дальнейший ускоренный рост вложений в производство знания оказывался все более проблематичным, а формула академич. свобод оборачивалась достаточно серьезными кризисными явлениями. По этой причине к нач. 70-х гг. XX в. большинство промышленно развитых стран постепенно переходят к стратегии интенсивного развития науки, предусматривающей непосредственное вмешательство гос-ва в производство знания - сначала в форме контроля за экономич. целесообразностью и эффективностью отдельных конкретных видов затрат, а затем и состоянием научн. сооб-в при посредстве разнообразных соц. показателей. В итоге подобных изменений гос. власть постепенно превратилась в один из наиболее действенных факторов развития науки. Обособление П.н. в специфич. сферу управления способствовало довольно значительной унификации проблем, возникающих при ее выработке. Прежде всего выработка П.н. предполагает определение тех долгосрочных обществ. потребностей, удовлетворению к-рых должно способствовать производство знания; при этом речь обычно идет не только о потребностях технич. или экономич. плана (совершенствование технологий и технич. устройств, повышение производительности труда, расширение спроса на товары и услуги), но и о чисто соц., включая, напр., поддержание исторически сложившихся обществ. отношений и форм власти. Кроме того, выработка П.н. сопряжена с достаточно основательной и всесторонней информационной подготовкой решений и соответственно с получением и использованием различн. рода данных о производстве знания (количественных и качественных); как правило, П.н. направлена на достижение многообразных и не всегда согласующихся друг с другом целей, поэтому данные, необходимые для выработки или критич. оценки соответствующих решений, довольно далеко отстоят от непосредственного практич. опыта лиц, занятых в данной сфере. Это обстоятельство, относительно независимое от содержания П.н., обусловило наметившееся в последнее десятилетие превращение ее информационной подготовки в особую область прикладных исследований, в том числе социологич. Лит.: Основы науковедения. М., 1985; Социальные показатели в системе научно-технической политики. М., 1986. А.А. Игнатьев.
Российская социологическая энциклопедия. — М.: НОРМА-ИНФРА-М. Г.В. Осипов. 1999.