- ПОВЕДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ
- - внешнее проявление деятельности, в к-рой выявляются конкретная позиция человека, его установка. Это форма превращения деятельности в реальные действия по отношению к социально значимым объектам. Оно представляет собой внешне наблюдаемую систему действий (поступков) людей, в к-рой реализуется внутреннее побуждение человека. В качестве механизмов саморегуляции П.с. личности выступают диспозиции личности, формирующиеся в рез-те взаимодействия стимулов и мотивов в конкретных условиях внешней среды. Выделяются четыре уровня П.с. личности. Первый уровень - реакция субъекта на актуальную предметную ситуацию, на специфич. и быстро сменяющие друг друга воздействия внешней среды. Это поведенческие акты. Второй уровень образуют привычные действия или поступки, выступающие как элементы поведения, как его целенаправленные акты. Действие - процесс, подчиненный представлению о том рез-те, к-рый должен быть достигнут, т. е. процесс, подчиненный сознательной цели. Или, иначе, поступок - это действие, к-рое воспринимается и сознается самим действующим субъектом как обществ. акт, как проявление субъекта, к-рое выражает отношение человека к др. людям. Поступок - социально значимая единица поведения, к-рая позволяет установить соответствие между ситуацией социальной (см.) и потребностью социальной (см.) субъекта. Третий уровень - целенаправленная последовательность поступков или соц. действий в той или иной сфере жизнедеятельности, где человек преследует существенно более отдаленные цели, достижение к-рых обеспечивается системой поступков. Четвертый уровень - уровень реализации жизненных целей. Этот уровень поведения личности имеет для социологии первостепенное значение, т. к. связан с процессом реализации жизненно важной для индивида цели - превращения идеального в реальное. На всех четырех уровнях поведение личности регулируется ее диспозиционной системой, однако в каждой конкретной ситуации и в зависимости от цели ведущая роль принадлежит определенному уровню диспозиций или даже конкретному диспозиционному образованию. Социология исследует все уровни П.с. личности и все уровни ее диспозиционной системы, т. е. установок. Однако наибольшее значение для социологии имеют третий и четвертый уровни поведения личности. См. также Концепция социального поведения. Лит.: Кон И.С. Социология личности. М., 1967; Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1968; Батенин С.С. Человек в его истории. Л., 1976; Кудрявцев В.Н. Право и поведение. М., 1978; Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. Л., 1979. Г.В. Осипов.
Российская социологическая энциклопедия. — М.: НОРМА-ИНФРА-М. Г.В. Осипов. 1999.