- ОБРАЗОВАНИЕ НЕПРЕРЫВНОЕ
- - принцип организации образования, объединяющий все его ступени и виды (дошкольное, школьное, профессиональное и постпрофессиональное - повышение квалификации и переподготовка) в целостную систему, обеспечивающую возможность обновления и пополнения знаний и навыков на протяжении всей жизни человека - от раннего детства до старости. Соответственно этому принципу строится и содержание образования, обеспечивающее последовательность и преемственность усвоения знаний на разных этапах О.н. Концепция О.н. сформировалась на рубеже 50-60-х гг. под воздействием начавшейся в мире научно-технич. революции. Однако по мере дальнейшей разработки этой концепции все больше подчеркивается общедемократич. и гуманистич. направление соц. функций О.н., его воздействие на классово-слоевую структуру об-ва, обществ.-политич. отношения и духовно-нравственный прогресс. Проблемы О.н. постоянно находятся в центре внимания междунар. организаций (ЮНЕСКО и др.), а также социологии образования (см.). Несмотря на большое обществ. значение принципа О.н., его практич. реализация достигнута лишь частично. Необходима единая система И.о., в основном завершена разработка ее концепции. Но ее реализация сталкивается с большими трудностями, порождаемыми консерватизмом бюро-кратич. системы управления, экономич. трудностями, низкими темпами научно-технич. нововведений, неразвитостью у значительной части населения потребности в образовании. Лит.: Аббасова О.С, Владиславлев А.П. Система непрерывного образования: реальность и перспективы. Ташкент, 1983; Осипова В.Г. Социально-философский анализ современной концепции непрерывного образования. Ереван, 1989. Ф.Р. Филиппов.
Российская социологическая энциклопедия. — М.: НОРМА-ИНФРА-М. Г.В. Осипов. 1999.