- НОРМЫ МОРАЛЬНЫЕ
- - особый вид норм социальных (см.), нормы поведения людей, формирующиеся без участия к.-л. директивных инстанций, совместным творчеством множества людей (масс), как итог "естественного отбора" их суждений о различн. образах поведения. В основе обязывающего (прескриптивного) значения, к-рым обладают Н.м., лежит сила личных убеждений людей и обществ. мнения. Принадлежа к сфере обществ. "волевых отношений", реализуя избирательное отношение к различн. вариантам поведения (способам волепроявления) и выступая практич. критериями такого отношения к ним, Н.м. утверждают одни их типы как положительные, должные в противовес др. отрицательным, недолжным и тем ориентируют людей в их обществ. активности, служат одним из эффективных средств обеспечения устойчивой жизнедеятельности об-ва. По своей объективной сути Н.м. это специфич. форма согласования свободы (волеопределения) индивидов с общими потребностями, интересами и волей тех или иных соц. общностей-субъектов (классов, групп, коллективов, слоев), а следовательно, и с исторически изменяющейся обществ. необходимостью. В конкретных формах Н.м. представляют собой выражения обобщенных, типизированных образцов (моделей, стандартов, алгоритмов) поведения людей в известной обстановке. Н.м. бывают иногда объединены в кодексы и переданы четкими, запоминающимися словесными формулировками. Таковы морально-религиозные "заповеди Моисея" и заповеди христианской "Нагорной проповеди", таковы многочисленные "кодексы чести" (напр., офицерские) и др. Но формулировки моральных кодексов - не единственный способ фиксации нормативного содержания морали. Н.м. бытуют в нравственном сознают людей в целом без жесткого словесного оформления и, сохраняя единство своего смысла, передаются различн. слововыражениями. Нек-рые нормы, даже важнейшие, могут вообще не осознаваться в полной мере, не попадать ни в какие кодексы и действовать латентно (см. Мораль). При этом Н.м. существуют не только в сознании. а и объективированно - в поступках, поведении, моральных качествах личности, в нравственных позициях и отношениях людей. Спосоо-ность Н.м. к такой объективации как раз и делает их действительными регулятивами личностной активности и всей обществ. жизни. Классифицировать Н.м. необходимо в первую очередь по принадлежности к различн. системам морали, а следовательно, также по принадлежности к тем соц. общностям, чьи интересы проводят в жизнь определенные моральные системы. Внутри отдельных систем Н.м. поддаются классификации по степени общности и по областям нравственной регуляции. Лит.: Петропавловский Р.В. Диалектика прогресса и ее проявление в нравственности. М., 1978; Osowska M., 1970. Р.В. Петропавловский.
Российская социологическая энциклопедия. — М.: НОРМА-ИНФРА-М. Г.В. Осипов. 1999.