НОВОВВЕДЕНИЕ (ИННОВАЦИЯ)

НОВОВВЕДЕНИЕ (ИННОВАЦИЯ)
(от позднелат. innovatio) - изменение, развитие способов и рез-тов деятельности людей. Сущность Н. составляет инновационная деятельность,  а содержание - комплексный процесс создания, распространения и использования нового практич. средства (новшества) для удовлетворения человеческих потребностей, меняющихся под воздействием развития об-ва. Одновременно это есть процесс сопряженных с данным новшеством изменений в той соц. и вещественной среде, в к-рой совершается его жизненный цикл.  В зависимости от предметного содержания Н. различают технич. (продуктивные, технологич.) и соц. организационные, культурные), а по уровню новизны и характеру осуществляемых изменений - радикальные и совершенствующие. На практике большинство Н. включают разнообразные компоненты, комплексный характер имеет и их эффективность. Термин "инновация" вошел в науку в XIX в. через антропологию и этнографию, где стал использоваться при исследовании процессов изменений в культуре, выступая как антоним термину "традиция"; в особенности внимание было привлечено к диффузии культурных новообразований в соответствующей среде, включая их перенос в иные культуры. Тем самым понятие инновации оказалось включено в контекст концепции диффузионизма, к-рый пришел на смену плоскому эволюционизму в трактовке изменений культуры. В первой половине XX в. под влиянием функционализма процессы изменений оказались на периферии внимания соц. наук на Западе, а инновации интерпретировались как проявления неравновесий, напряжений в системе или же как отклонение от нормы, служащее источником новых напряжений. Но экономич. наука уже в начале XX в. освоила понятие Н., обозначая им новые комбинации из имеющихся элементов, предпринимаемые субъектами хозяйственной жизни и выступающие как источник "предпринимательской прибыли" и одно из важнейших средств преодоления циклич. кризисов (Й. Шумпетер). Советский ученый Н. Д. Кондратьев во второй половине 20-х гг. обнаружил примерно 50-летние "большие циклы" (за рубежом их называют "длинные волны") крупномасштабных нововведений. После кризиса 30-х гг. становится популярным среди менеджеров термин "инновационная политика фирмы"; тогда же начались, а в 50-70-х гг. получили широкий размах эмпирич. исследования технических и организационно-управленческих Н., осуществляемых фирмами и др. деловыми организациями. При этом стали активно изучаться собственно соц. факторы Н. в экономич. сфере. Социологи, стремясь преодолеть слабости функционализма, во второй половине XX в. стали смотреть на Н. как на стадию общего процесса соц. изменения, выделив в ней четыре основных элемента: "новшество", "новаторы", "агенты диффузии", "оцениватели"; критич., переломную фазу процесса составляет изменение поведения "оценивателей" соответственно тем или иным Н. Инновационный процесс - это процесс создания, распространения и использования новшества; его структура определяется внутренней, предметной логикой инновационной деятельности. Различаются две основные формы воспроизводства инновационных процессов. В случае простого воспроизводства новшество продолжает создаваться лишь в той организации, в к-рой оно возникло, а инновационный процесс  подразделяется на такие стадии, как возникновение предпосылок Н. (новые потребности, идеи, на-учн. открытия и др.), создание новшества, распределение его среди пользователей, использование новшества. В случае расширенного воспроизводства добавляются стадии: распространение методов получения новшества в др. организациях и широкое его создание для насыщения потребности в нем. Инновационный процесс взаимодействует с окружающей его соц. и вещественной (в т. ч. природной) средой. Динамика этого взаимодействия выражается в жизненном цикле Н., в к-ром различают стадии: старт, быстрый рост, зрелость, насыщение потребности в новшестве, финиш. Эффективность Н. во многом определяется темпами его роста (нередко они связаны с успешностью перехода от простого к расширенному воспроизводству инновационного процесса) и своевременностью его прекращения (при насыщении потребности в новшестве). Взятые в единстве инновационный процесс и жизненный цикл характеризуют Н. как целостную динамич. систему. Н. - противоречивая система. Исходным является противоречие между инновационной и рутинной деятельностью: первая отрицает вторую. Острый характер имеют противоречия внутри самой инновационной деятельности - между радикальными и совершенствующими ее видами. Ряд противоречий определяется разделением труда между участниками инновационного процесса - инициаторами, организаторами, разработчиками, изготовителями, пользователями и др. Каждая из таких инновационно-функциональных групп имеет свои интересы, нередко существенно отличающиеся от интересов др. групп. Это обусловливает и различное отношение их к Н. - инициатива, содействие, бездействие либо противодействие. Особую актуальность имеет задача интенсификации инновационных процессов. Ее решение требует широкого развития комплексных, в т. ч. социологич., исследований Н. В блок-схемы параметров таких исследований включаются: характеристики новшества (тип, конкретное содержание, потенциал, социокультурная и организационная адаптируемость и др.); организации-участницы (инновационный потенциал, стратегия органов управления, инновативность внут-риорганизационных и межорганизационных структур и процессов и т. д.); среда Н. (характеристики экономич. отношений, организация и стратегия управления Н. в соответствующей отрасли и т. п.); динамика Н. (параметры, характеризующие стадии инновационного процесса и жизненного цикла Н.); рез-ты Н. (его завершенность и эффективность). Комплексный характер Н. означает, что для их интенсификации необходимо проектировать не только технико-экономич., но и соц.-организационные и социокультурные параметры, развивать профессиональное консультирование управленческое  (см.) относительно инновационных процессов, осуществлять специализированное обучение персонала трудовых организаций восприимчивости к Н., развитию инновационных способностей и т. п. Это предполагает применение новейших методов исследования, проектирования и обучения - таких, как инноввационные игры, диагностика реализуемости и эффективности Н., специализированные тренинги. Лит.: Социальные факторы нововведений в организационных системах. М., 1980; Структура инновационного процесса. М., 1981; Инновационные процессы. М., 1982; Шумпетер Й. Теория экономического развития М., 1982; Нововведения в организациях. М., 1983; Проблемы интенцификации и диагностики нововведений. М., 1984; Проектирование и организация нововведений. М., 1987; Нововведения как фактор развития. М., 1987; Пригожин А.И. Нововведения как стимулы и препятствия. М., 1989. Н.И. Лапин.


Российская социологическая энциклопедия. — М.: НОРМА-ИНФРА-М. . 1999.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "НОВОВВЕДЕНИЕ (ИННОВАЦИЯ)" в других словарях:

  • Нововведение (инновация) — в социально психологическом ракурсе рассмотрения это целенаправленное внедрение качественных изменений в большей или меньшей, но все же значительно сущностно заметной степени преобразующих реальную социальную практику актуального взаимодействия и …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • НОВОВВЕДЕНИЕ — (инновация), создание, использование и распространение нового средства, продукта, процесса (технического, экономического, организационного, культурного и др.). Различают радикальные нововведения и нововведения, совершенствующие способы и средства …   Современная энциклопедия

  • Нововведение — (инновация), создание, использование и распространение нового средства, продукта, процесса (технического, экономического, организационного, культурного и др.). Различают радикальные нововведения и нововведения, совершенствующие способы и средства …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ИННОВАЦИЯ — буквально инвестиции в новации, вложение средств в разра ботку новой техники, технологии, научные исследования. Словарь финансовых терминов. Инновация Инновация в маркетинге вывод новых продуктов на рынок. По английски: Innovation См. также:… …   Финансовый словарь

  • ИННОВАЦИЯ, НОВОВВЕДЕНИЕ — (innovation) Экономическое применение новой идеи. Производственная инновация товара означает создание нового или модифицированного продукта; нововведение в процессе производства означает новый или модифицированный способ изготовления продукта.… …   Экономический словарь

  • нововведение — См. перемена... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. нововведение новость, перемена, новшество, новация, инновация; новаторство, нечто новое, свежая струя, новое слово,… …   Словарь синонимов

  • ИННОВАЦИЯ — [лат. innovatio обновление < innovare обновлять] 1) введение чего л. нового; нововведенная вещь; модернизация; реформа; 2) экон. (чаще мн.ч.) вложение средств в новую технологию, новые формы организации труда и управления, охватывающие не только… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • инновация — нововведение Словарь русских синонимов. инновация сущ., кол во синонимов: 1 • нововведение (18) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин …   Словарь синонимов

  • ИННОВАЦИЯ — (позднелат. inovatio, англ. innovation нововведение) явления культуры, которых не было на предшествующих стадиях ее развития, но которые появились на данной стадии и получили в ней признание (»социализировались»); закрепившиеся (зафиксированные)… …   Новейший философский словарь

  • ИННОВАЦИЯ — (нововведение) – процесс создания, освоения и практической реализации  научно технических достижений. Процесс инновации обычно включает следующие фазы: фундаментальные исследования, приводящие к научным открытиям; прикладные научные исследования… …   Философия науки и техники: тематический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»