МЕТОДИКА СОЦИОЛОГИЧКСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

МЕТОДИКА СОЦИОЛОГИЧКСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
- средство адаптации теоретич. и методологич. принципов социологич. исследования к уникальным особенностям конкретной исследовательской ситуации или к.-л. классу таких ситуаций, к специфике решаемых исследователем задач, к особенностям изучаемого предмета и объекта, к организационно-экономич. особенностям исследовательского коллектива. Общесоциологич. идеалы и нормы научности реализуются в М.с.и. в виде совокупной нормативных предписаний и критериев оценки качества конкретных видов исследовательски1 процедур и операций, необходимых для достижения поставленных познавательных целей. В связи с этим в социологии используются такие понятия, как "методика телефонного опроса" (почтового, группового, аудиторного, прессового и т. д.), "методика изучения текучести кадров на предприятиях отрасли X", "методика обработки и анализа данных о бюджете времени населения", "методика исследования эффективности среднего специального образования в России "методика аттестации руководящих кадров и ИТР на предприятии Y" и т. д. В подобных случаях каждая методика представляет собой совокупность методич. решений, к-рые являются рез-том специально проведенного теоретич. и эмпирич. обоснования их адекватности для конкретной исследовательской задачи, решаемой на конкретном предмете и объекте. Общим признаком, характеризующим такого рода документы, является включенность собственно методич. решений в контекст целостного исследовательского процесса. В сущности, эти документы представляют собой частные исследовательские программы, в к-рых предлагаемые методич. решения по поводу сбора и анализа эмпирич. данных обоснованы исходными теоретич. посылками, анализом проблемной ситуации. определением конкретных познавательных целей и задач, эмпирич. интерпретацией понятии. Кроме того, методич. решения связаны и с определенными методами анализа и обработки, а также с границами интерпретации эмпирич. данных. Методич. решения в М.с.и. включают конкретные разновидности методов сбора данных. представленные в виде конкретных вопросников. инструкций анкетерам и интервьюерам, организаторам опроса, руководителям полевых лабораторий, кодировщикам и т. п. По процедуре разработки можно выделить два основных вида М.с.и. Один вид - "Методич. материалы исследования X", представляет собой публикацию и следовательской программы, апробирован исследовательским коллективом в пилота и основном исследованиях. Он является средством обмена методич. опытом между научн. сооб-вами, поскольку главной целью этих документов выступает отражение уникальных особенностей решения методич. задач в условиях отдельной исследовательской ситуации. Авторы этого вида методик не берут на себя ответственность по поводу пригодности своих методич. решений для более или менее широкого класса исследовательских задач. Другой вид разрабатывается как средство централизованного управления, нормативного регутлирования процесса методич. обеспечения определенных классов исследовательских задач, объединенных общностью или близостью предмета, объекта, организационным или территориальным единством исследовательских коллективов. Эти методики часто наз. типовыми и разрабатываются ведущими (головными) социология, центрами - отраслевыми или территориальными. Типовые М.с.и. выступают средством унификации отдельных видов деятельности социологов по производству социологич. информации, обеспечивая сопоставимость рез-тов. Типовые методики создаются и распространяются центральными, территориальными и отраслевыми социологич. службами как ведомственные материалы, методич. рекомендации, более или менее обязательные для исполнения подчиненными социологич. службами на промышленных предприятиях, в организациях отрасли или региона. Обязательным требованием к разработке типовых методик является их теоретич. л эмпирич. обоснование, апробация в полевых условиях. Лит.: Стандартизация показателей в социологическом исследовании. М., 1981; Методика социологического исследования лекционной пропаганды. Киев, 1983; Социальная эффективность системы среднего (общего и профессионального) образования: методические материалы исследования. М., 1984; Методика социологического изучения демографического поведения. Вып. 1. Миграционное поведение. М., 1985; Методические рекомендации по организации и проведению социологического исследования быта и досуга рабочих, проживающих в общежитии. Николаев, 1985; Проведение социологического исследования эффективности социального явления первичным производственным коллективом. Рекомендации. М., 1986. О.М. Маслова.


Российская социологическая энциклопедия. — М.: НОРМА-ИНФРА-М. . 1999.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное



Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»