- КОНСЕНСУС В НАУКЕ
- - согласованность диспозиций, установок и др. регулятивов, определяющих поведение ученых в профессиональной сфере. Выражается в совпадении (абсолютном или относительном) рез-тов, получаемых при ранжировании научн. проблем или стратегий их исследования, при обмене информацией и сотрудничестве, а также при оценке научн. труда, социологии, т.зр. К. в н. выполняет противоречивые функции: он обеспечивает интеграцию индивидов или коллективов, участвующих в разработке определенной проблемной области, примет их сотрудничеству целенаправленный характер и в то же время закрепляет сложившие-формы такого сотрудничества в методологич. или организационном плане (вплоть до установления единственно научн. т.зр. на исследуемую проблему). При осуществлении указанных функций К. в н. действует как соц.-психологич. механизм, поддерживающий динамич. Равновесие между двумя дополняющими друг друга тенденциями к воспроизводству универсальных соц. и когнитивных структур, задаваемых так называемыми дисциплинарными традициями науки, и к обособлению новых проблемных областей, отвечающих локальным науч. интересам или потребностям практики. В рез-те К. в н. оказывается важнейшей предпосылкой формирования научн. сооб-в, их расслоения на группы и категории ученых с разным профессиональным статусом, а также различн. инновационных процессов внутри них, включая социализацию кадрового пополнения. В этом последнем случае К. в н. становится предпосылкой поддержания профессиональной этики, стимулирующей или, наоборот, подавляющей дух творческого поиска. Лит.: Научная деятельность: структура и институты. М., 1980. А.А. Игнатьев
Российская социологическая энциклопедия. — М.: НОРМА-ИНФРА-М. Г.В. Осипов. 1999.