- ИНЖЕНЕРИЯ СОЦИАЛЬНАЯ
- (англ. social engineering) - совокупность подходов социологии прикладной (см.), ориентированной на целенаправленное изменение организационных структур, определяющих человеческое поведение и обеспечивающих контроль за ним. Хотя, по мнению Э. Гоулднера, в качестве научно устоявшегося термина И.с. появилась в амер. социологии только в 60-х гг., сама идея и принципы ее практич. реализации сложились гораздо раньше, до второй мировой войны, в рамках "человеческой инженерии" (human engineering), ставившей своей целью использование научн. данных о потребностях, возможностях и недостатках человеческого организма при конструировании и проектировании машин и машинных систем. Основной круг проблем, изучаемых "человеческой инженерией", - повышение безопасности труда и сокращение производственного травматизма, повышение эффективности работы машин, снижение утомляемости работника и обеспечение комфортности в системах "человек - машина". Специалисты в области И.с. занимаются гл.обр. проблемами социальными (см.) на производстве и, как правило, имеют комплексную подготовку по ряду наук, применяя в своей исследовательской и практич. деятельности данные социологии, соц. психологии, физиологии, психологии, экономики и др. Наиболее часто применяются такие методы, как лабораторные и полевые исследования, наблюдения и моделирование (включая использование макетов и тренажеров), исследование критич. (экстремальных) ситуаций, эксперимент, теория игр, линейное программирование, теория информации, тестирование и т. д. В послевоенный период методы И.с. стали широко применяться в авиационной и оборонной промышленности США, а также в прикладных научн. областях: индустриальной социологии, военной социологии, исследованиях пропаганды и коммуникаций, групповой динамики. Если до 1949 г. в США действовала лишь одна научная группа по "человеческой" и И.с, то к середине 60-х гг. их насчитывалось более 130, и в их составе трудились более 1,5 тыс. специалистов. Большинству из них финансовую поддержку оказывало правительство. В настоящее время значительная часть специалистов по И.с. работает в сфере частного бизнеса. При ун-тах и колледжах США функционируют многочисленные курсы подготовки по И.с. Помимо психологии на становление И.с. определенное влияние оказала прикладная антропология, к-рая имеет дело с описанием изменений в сфере человеческих отношений и с разработкой принципов контроля над ними. В 50-е гг. было особенно распространено применение прикладной антропологии в промышленности, к-рая рассматривалась как своего рода соц. технология (Е. Чэппл, Г. Телен, А. Кребер и др.). По мнению Т. Парсонса, И.с. особенно успешно развивается не в те периоды, когда наблюдается непосредственное приложение теоретич. принципов чистой, или академич., науки в сфере клинич. практики, а, напротив, когда прикладная область развивается за счет собственных теорети-ко-методологич. инноваций. Сегодня И.с. занимаются в основном частные фирмы по "управленческому консультированию", исследующие удовлетворенность зарплатой, условиями и организацией труда, а также стиль руководства. Полученные рез-ты оформляются в научн. отчете в виде процентных распределений, эмпирич. закономерностей и обобщаются в систему практич. рекомендаций по улучшению политики в сфере трудовых отношений. Научн. выводы консультант обязательно обсуждает с менеджерами и руководством предприятия, формулируя это на языке, доступном для их понимания. В отличие от специалиста-прикладника - соц. клинициста соц. инженер имеет дело гл.обр. с верхним эшелоном власти, а не с рядовыми рабочими. Если первый чаще использует глубинное интервью и нестандартные методы анализа, то второй ограничивается статистич. информацией и выборочными опросами, полагаясь на здравый смысл и традиционные технологии обследования. Клиентов инженера-социолога, т. е. администрацию, интересует не столько научн. истина, сколько практич. выгода. Лит.: Энциклопедия по безопасности и гигиене труда МОТ. М., 1986. Т. 2. A.M. Кравченко.
Российская социологическая энциклопедия. — М.: НОРМА-ИНФРА-М. Г.В. Осипов. 1999.